Очень сложен показ subito forte. Энергичный ауфтакт, необходимый для показа subito forte, невольно заставляет исполнителей усиливать звук и препятствует тем самым достижению внезапности. Поэтому лучше всего оставить руку в том же положении, что и в начале доли, – это обеспечит неизменность предшествующей динамики. Движение руки после остановки не успеет повлиять на предшествующее звучание и в то же время будет воспринято как активный ауфтакт к forte. Внезапные, контрастные сопоставления forte и piano лучше всего передавать резким изменением объема жеста и плоскости тактирования, а также приближением руки к себе или отдалением от себя.
Т е м б р и ж е с т. Тембр – понятие многозначное. Это и тембр голоса, и инструментальный тембр, и совокупность средств музыкальной выразительности: лад, ритмика, гармония, интервалика, фактура, тесситура, динамика. В хоровой практике под тембром чаще всего понимают определенную окраску голосов, хоровых партий и всего хора, постоянное качество звука, певческую манеру. Тембр – это и логика музыкальной речи, и определенная мелодическая интонация, и психологическая окраска. Дирижерское изображение тембра можно увязать непосредственно с явлениями и закономерностями жизненной практики. В его основе лежат, в частности, представления о свете и темноте, а также пространственные представления: то, что вверху, мы воспринимаем как более светлое, то, что внизу, – как более темное. Звук в верхнем регистре воспринимается более светлым, в нижнем – более темным. Движение мелодии вверх вызывает у нас ассоциации с высветлением, вниз – с затемнением. Понятно поэтому, что руки в верхней плоскости более соответствуют светлому звуку, чем руки в низкой позиции; что темы, излагаемые в низком регистре, вызывающие в нашем воображении темные, мрачные образы, естественно передавать жестом в нижней плоскости.
В дирижерской выразительности важна способность с помощью кисти и пальцев, придавая им определенную форму, имитировать различные положения рта. Известно, что перемена тембра во многом зависит от формы рта поющего. Желая показать прикрытый звук, дирижер должен сделать это объемной, круглой кистью с соответственно закругленными пальцами, имитируя тем самым форму купола, свода и как бы демонстрируя точку упора звуковых волн в твердое небо. Точно также раскрытая веером ладонь с прямыми пальцами будет соответствовать требованию максимального открытия звука. Соответственно, промежуточные положения кисти и пальцев будут отвечать той или иной степени прикрытости или открытости звука.
Большую роль в изображении тембра играют пальцы – самая легкая, тонкая и выразительная часть руки. Пальцы могут собирать и рассеивать, истончать и утолщать, сужать и расширять звук. Пальцы, собранные вместе и слегка вытянутые, свидетельствуют о стремлении дирижера собрать звук, сделать его более определенным и темброво единым. Большой и указательный пальцы, соединенные в кольцо, создают впечатление узкого, тонкого звука. Угловатая кисть с цепкими, напряженными пальцами может передавать жесткий, злой, суровый тембр.