Средства выразительности и их воплощение в жесте

Для убедительного показа штрихов очень важно вы­ра­бо­тать в руке ощущение «звука». Выразительность ди­ри­жер­ского жеста в большой мере связана с этим ощу­щением.

Ф р а з и р о в к а  и  ж е с т. Фразировка в полной мере под­­дается пластическому вы­ра­же­нию в силу таких ее свойств, как звуковысотная направ­лен­ность, ладовая сопря­жен­­ность, ритмическая обозначен­ность. Задачи дирижера – выявить и показать тенденцию устремления, тяготения и со­пряжения звуков, связать их во фразу, выразить логику мело­дического развития, чтобы у му­зыкантов возникло единое ощущение исполнения.

В дирижерской жестикуляции наглядно должны вопло­щать­ся степень напряжения мелодии и харак­тер ее развития. При повышении мелодической линии ес­тественно будет воз­растать и напряженность дирижерских движений, боль­шая их опорность, а может быть и вязкость. Напротив, сни­жаю­щий­ся уклон мелодической линии пот­ребует от ди­ри­же­ра неко­то­рого ослабления движений, мень­шую их опорность, а может быть, и вязкость.

Одной из сложных проблем дирижирования является от­ра­же­ние в жесте непрерывности музыкального разви­тия, связей между звуками. Сложность состоит в проти­воречивости тех­ни­­ческой и художественной сторон дири­жерского искусства. Тактирование, которое лежит в основе руководства ан­сам­блем и является средством дости­жения точности совместной игры, не только не помогает, но и мешает непрерывности течения музыки. Подчеркнутое ударом ауфтакта обозначение долей и обособлен­ный их показ, обусловленный дирижер­ской сеткой, лишь расчленяют музыкальную ткань. К тому же неизменная структура тактирования с ее постоянством силь­ных и слабых долей и равномерно повторяющимися движе­ния­­ми сама по себе противоречит развитию динамики и, ес­те­ственно, препятствует отображению в жесте устрем­лен­но­сти, направленности, текучести. Поэтому особую важ­ность для дирижера приобретает нахождение приемов, спо­соб­­ствую­щих преодолению не­дочетов тактирования, дей­ствий, отображающих связи между отдельными тактами и сам про­цесс интонирования музыки.

Под интонационными, смысловыми связями подразу­ме­вает­­ся взаимосвязь звуков, объединен­ных му­зы­кальной мыслью, которая существует не только между звуками, соединенными legato, но и между звука­ми, испол­няю­­щимися отрывисто и разделенными паузами. Она может быть непосредственной между смежными долями такта и соседними звуками и более отдаленной между отдельными построениями, тактами. Наи­бо­­лее просто она воплощается при дирижировании канти­леной, где связность жеста обусло­вли­вается характером му­зы­кального образа. Применяемый для выражения кантилены жест характеризуется непре­рыв­но­стью переходов одного движения в другое, закругленностью и мягкостью. Но само по себе отображение связности еще не передает главного – внутренней динамики движения музыки. Даже при связном исполнении фраза может прозвучать ста­тич­­но. Дирижеру важно передать в жесте не только соеди­не­ние долей между собой, но и введение их в один непрерывно движущийся поток, стремящийся к опреде­ленной цели.