Средства выразительности и их воплощение в жесте

Не менее сложная проблема, чем показ смысловых связей между звуками мотива или мотивами во фразе, – показ связей между тактами. Выше отмечалось, что сильные доли сосед­них тактов очень часто бывают не равны по своей метри­че­ской тяжести. Среди них можно различать так называемые тяжелые и легкие такты. Наи­более тяжелый такт как бы притягивает к себе остальные такты, суммируя их тяжесть и образуя единую метрическую группу. Задача дирижера – так распределить вырази­тельные возможности руки, чтобы са­мый весомый жест пришелся на самый тяжелый такт. Глав­ное здесь – суметь сберечь жест, требующийся для показа тя­же­лого такта, не обнаружить его раньше времени, ибо в про­тив­ном случае единая, целостная тактовая группа распадется на куски. Дирижеру необходимо понимать структуру и мо­тив­ный состав предложения, периода, постоянно ощущать, куда стремится фраза, где ее кульминация, вершина. Не сле­ду­ет забывать, что построение сочинения, его струк­тура долж­ны отражаться в дирижерском жесте наряду с другими элементами выразительности. Ясное членение музыкального фрагмента на фразы способствует возник­новению у дири­же­ра необходимого в исполнительстве ощущения цезур.

Важнейший момент фразировки – показ кульминации. Очень часто кульминация зависит от показа непосредственно пред­шествующей ей доли. Предваряя кульминацию энергич­ным замахом, дирижер не должен делать на нем акцент, так как после толчка следует естест­венная разрядка напряжения. Ощущению устремленности к кульминации будет способ­ство­вать нарастание звука в предшествующей доле. Правда, при этом нужно соблюдать чувство меры, ибо часто куль­ми­нация не удается потому, что crescendo к ней начинается слишком рано.

Естественность кульминации зависит также и от темпа ис­пол­нения. Хотя при устремлении к кульминации воз­никает тенденция ускоренного темпа, перед самой кульминацией луч­ше создать некоторую оттяжку предшест­вующей ей доли.

Секрет выразительной, выпуклой фразировки заклю­чается чаще всего в том, насколько удалось музыканту пройти мимо несущественных долей и тактов, передать направление музы­каль­ной речи к кульминационной точке.

Мастерство исполнителя в боль­шой степени зависит от уме­ния не только подчеркнуть главное, но и завуалировать второстепенное. И сделать это в дирижировании можно преж­де всего с помощью сглаживания граней между долями, нивелировки ауфтактов, стирания акцентов и «точек». На­про­тив, показ глав­ного, существенного – вершины фразы, куль­ми­нации – может быть осуществлен с помощью рельефного, укруп­ненного, ясно видимого движения: большого ауфтакта, введения в дирижирование весомых массивных частей руки – локтя и плеча. Целостное движение руки в процессе дири­жи­ро­вания должно отражать весь путь развития мелодической фразы – от исходного ее пункта до вершины и заверше­ния.