Средства выразительности и их воплощение в жесте

В первом случае руки дирижера должны остаться в по­ло­же­нии, в котором они были в момент снятия звука; во втором – сразу после снятия предшест­вующего звучания мгновенно принять положение, соот­ветствующее началу следующего раз­дела. В третьем – успеть за время паузы обозначить же­стом «дослушивание» пред­шествующего звучания и занять новую позицию, кон­центрирующую внимание исполнителей на новом фрагменте. Во всех этих случаях огромное значение имеют взгляд и мимика дирижера, помогающие певцам ос­мы­­слить и прочувствовать эмоциональный подтекст, вкла­ды­вае­мый дирижером в паузу.

Иногда, чтобы придать музыке более спокойный, плавный характер, дирижер может переходить на укруп­ненную еди­ни­цу отсчета: с трех или двух – на раз, с четырех или шести – на два. Естественно, что наличие в такте двух медленных дви­жений вместо четырех быстрых вызывает представление о более спокойном характере музыки, хотя темп в дей­стви­тель­ности остается неизмен­ным. Необходимость перехода на более укрупненный ри­сунок тактирования обусловливается также причинами технического порядка, например при боль­шом ускоре­нии, когда дирижирование в обычной схеме мо­жет про­извести впечатление суеты. Очень важно с переклю­чением на более быстрый или медленный рисунок не нару­шать постепенность перехода.

Д и н а м и к а  и  ж е с т. Динамика является могуществен­ным средством вырази­тель­ности музыки. В об­ласти передачи динамики существуют некоторые об­щие закономерности, природа которых обусловлена многове­ковой человеческой практикой. Громкая динамика – это об­ласть «сильных» чувств: радости или горя, любви или нена­ви­сти, страха или страдания. Нюанс ріаnо это чаще всего вы­ра­жение грусти, тоски, меланхолии, ностальгии, уныния, мрач­ных предчувствий и т.п. Однако в музыке выражаемая эмоция почти никогда не бывает неизменной, а чувство, во­пло­щенное в ней, никогда одинаково сильным или одинаково слабым. Каждый динамический оттенок имеет свое психоло­ги­ческое наполнение, эмоциональный подтекст, что является основой дирижерского выражения. Если дирижер физически не реагирует на динамическую сторону музыки, то все ос­таль­ное уже не имеет значения. Единство психофизического акта дирижирования заключается в том, что всякое внутренне сильное переживание рефлекторно вызывает физическое на­пряжение, равное ему по внешним проявлениям.

Один из простейших способов отображения в жесте силы – боль­шая или меньшая величина удара, которая зависит, в свою очередь, от величины и энергии размаха. Чем значи­тель­нее размах, чем больше высота, с которой падает рука, тем сильнее удар. Поэтому громкость в дирижировании есте­ствен­но передавать с помощью уве­личения или уменьшения вертикали тактирования и за­маха к доле.