При отборе жестов для определения темпа студенту необходимо уяснить для себя этот темп и его агогические изменения в соответствии с содержанием поэтического текста вокально-хорового произведения, установить связи темпа с манерой звуковедения, с хоровой фактурой и тесситурными условиями хоровых партий, определить выразительные возможности метроритма в создании художественного образа. Темп должен быть ясно выражен уже в первом взмахе и стремлении к точке данной доли. В процессе исполнения необходимо следить за сохранением его ровности.
Изменения темпа порой связаны с фразировкой, артикуляцией – так называемые агогические отклонения. В дирижировании изменение темпа связано с увеличением или уменьшением продолжительности жеста во времени.
Выразительные возможности дирижерского жеста используются при решении исполнительских задач, связанных с работой над динамикой хорового произведения. Этими задачами являются определение динамики по общей композиции произведения, построение динамического плана в связи с содержанием поэтического текста и учетом вокально-хоровых трудностей, а также соответственно темповым обозначениям, стилю и характеру музыкального образа.
Способы выражения динамики жестом очень разнообразны. Согласно существующим общим закономерностям, обусловленным многовековым опытом человечества, образные жесты могут быть указывающие, отстраняющие, запрещающие, отгоняющие, призывающие. Опираясь на них, дирижер управляет исполнительским коллективом. Напомним, что громкость в дирижировании передается увеличением высоты жеста и замаха к каждой из долей, изменением объема движения в ширину и глубину. Отдаление или приближение руки к себе, увеличение или уменьшение длины в тактировании дает представление об усилении или ослаблении звучности. Увеличение силы, создание ощущения насыщенности звука при помощи «подключения» веса всех частей руки, а также последовательное их «выключение» для создания ощущения невесомости – все это выразительные возможности жеста в передаче разнообразной динамики. Выбор средств зависит от требуемого динамического диапазона.
Экономия дирижерских средств особенно важна в случаях подвижной нюансировки (длительное усиление или ослабление звучности). В таких случаях лучше начинать не с увеличения или уменьшения амплитуды движения, а с усиления или ослабления внутренней насыщенности жеста, постепенно повышая или понижая уровень тактирования и увеличивая массу жеста. Большое значение при этом имеет выразительность левой руки, особенно плоскость ладони. Плавным или резким движением ладони – отрицающим жестом – можно передать ослабление звучности. Усиления звучности, увеличения громкости дирижер требует раскрытой кистью, ладонью, обращенной вверх. Указывающим жестом можно выделить какой-либо тематический голос, который нельзя заглушать, зовущим жестом – какую-либо партию. Контрастные сопоставления звучности – внезапность subito piano или subito forte – передаются резким изменением объема жеста и плоскости тактирования, приближения руки к себе или отдаления от себя.