В процессе предварительной работы над партитурой в сознании дирижера происходит поиск своего отношения к музыкальному тексту, выявление наиболее важных, значимых сторон и связей материала, конструирование его смысловой формы, нахождение содержательных ассоциаций и образных сравнений. Наиболее интересны в произведении содержательный подтекст и философская глубина. Первым шагом на пути создания исполнительского образа является построение предметной «структурно-репродуктивной» модели будущего результата. Дирижер должен наполнить для себя музыку психологическим содержанием, но не произвольным, а соответствующим сути произведения. Чем глубже продумано психологическое содержание произведения в целом и каждого его фрагмента в отдельности, тем яснее логика их смены.
Мануальное освоение произведения можно назвать практической, дирижерской формой работы. Она представляет наибольшую сложность для самостоятельных занятий дирижера вследствие того, что протекает без общения с исполнителями.
Самостоятельная работа над мануальным освоением партитуры подразумевает поиск и отбор выразительных средств для передачи музыкальных образов, однако жестовая модель допустима как некий ориентир для дирижирования. В процессе исполнения дирижер должен уметь гибко изменять ранее подготовленные выразительные или технические приемы. Поэтому ему необходимо развивать вариативность жестов, способность мгновенно изменять их характер. Работая над жестом, вырабатывая ощущение внутреннего слухового образа реального звучания, нужно понять сущность жеста, почувствовать его эмоциональное наполнение, волевой импульс. Жесты дирижера имеют двойное назначение: с одной стороны, посредством жестов осуществляется функция тактирования, с другой стороны, они должны быть образно-эмоциональными.
Дирижерский этап работы над партитурой – это творческое раскрытие своего понимания содержания произведения через отбор выразительных дирижерских движений. Отбор тех или иных жестов в конечном счете обусловлен их художественной целесообразностью, т.е. наибольшим соответствием художественной цели. Контролируя и проверяя те или иные движения, дирижерские приемы, пропуская все через свое сознание, можно добиться так называемой автоматизации дирижерских навыков, которая облегчает исполнительский процесс, освобождает дирижера от детального контроля за мануальной техникой и позволяет переключить внимание на задачи художественно-исполнительского плана.
Ощущение темпа и предварительное представление о темпе исполнения дает дирижерский начальный замах, а также междольные ауфтакты и движения отдачи в жесте. Если скорость движения отдачи не будет соответствовать скорости замаха, то верной передачи темпа музыки не получится.