Хоровую партитуру, написанную на одной нотной строчке, рекомендуется исполнять двумя руками для достижения более плавного голосоведения и ощущения мелодичной линии каждого голоса.
Итак, инструментальное освоение партитуры целесообразно проводить следующим образам:
–ознакомиться с произведением в целом, выявить наиболее сложные места и начать их разучивание;
–изучение партитуры хора проводить небольшими законченными предложениями или фразами, которые имеют определенное смысловое содержание;
–для преодоления технических трудностей, когда партитура превышает пианистические возможности дирижера, рекомендуется использовать метод упрощения исполнительских задач – исполнять партитуру или партии в медленном темпе и постепенно переходить к нужному темпу;
–каждую хоровую партию проигрывать и изучать отдельно – метод раздельного освоения;
–в целях отбора лучших вариантов исполнительского решения использовать метод сопоставления.
Приведенные методы основаны на целенаправленном слуховом внимании.
В инструментальном исполнении хоровой партитуры долны найти отражение моменты одновременного дыхания хоровых исполнителей, подача цезуры, выявление и показ дыхания для вновь вступающих голосов. Чем точнее отшлифуется дыхание на фортепиано, тем лучше прозвучит партитура в хоре и будет способствовать нахождению необходимых жестов в дирижировании.
Партитура как объект творческого познания по сути дела неисчерпаема. Она дает возможность бесчисленного количества исполнительских трактовок, не нарушающих целостности авторского текста. При этом интерпретатор не пассивно следует за тем, что находится в поле зрения его восприятия, а интенсивно ищет в произведении те черты, которые творчески ему наиболее близки и необходимы.