Подбор необходимых жестов для показа фразировки требует от дирижера понимания музыкальных построений (мотив, фраза, предложение, период), логики выражения поэтической мысли, музыкальной ткани, учета общего плана художественно-исполнительских задач. Для дирижера особую важность приобретает вопрос отображения в жесте устремленности, текучести музыкальной ткани.
Задача дирижера – распределить выразительные возможности руки, ощущать кульминацию, вершину фразы. Показать ее можно крупным движением, большим ауфтактом, всей рукой. Цельным движением руки можно передать весь путь развития мелодической фразы, объединяя единство и непрерывность движения с рисунком тактирования.
Работая над дирижерским исполнением нельзя забывать «редактировать» свои движения с точки зрения принципа экономии. Для этого, найдя нужный жест или движение, нужно повторить его, сведя до минимума все физические элементы, составляющие данное движение, но не снижая психологического, волевого и эмоционального накала.
Дирижерская техника – очень важный, но далеко не единственный компонент искусства дирижирования. Если дирижер не обладает развитым музыкальным мышлением, воображением и волей, если он не разбирается тонко и уверенно в огромном разнообразии жанров, стилей, форм и выразительных средств музыки, если его репетиционная техника слаба и в работе с хором или оркестром он беспомощен, то никакая внешняя дирижерская техника не восполнит эти решающие недостатки его профессионально-художественного облика. Более того (и в данном случае это главное), настоящую дирижерскую, художественно-исполнительскую технику может приобрести лишь тот, кто вооружен соответствующим музыкальным мышлением, теоретическим и практическим знаниями своего инструмента (хора, оркестра), ибо дирижерская техника – только средство воплощения творческих замыслов, а не самоцель. Об этом не должен забывать начинающий дирижер, стремящийся овладеть сложным, многообразным и ко многому обязывающим искусством дирижирования.
Следует отметить, что на завершающем этапе работы учащегося над партитурой наиболее часто встречаются следующие недостатки:
–неумение сосредоточиться, услышать (представить) качество первого звука, первого аккорда в партитуре;
–неумение мыслить музыкальными фразами, что влечет за собой нарушение логики исполнения;
–излишняя метричность, монотонность дирижирования (из-за недостаточной устремленности жеста при показе развития музыкальной фразы) или «скольжение» жеста, не отражающего внутридолевой ритмической пульсации в такте;
–торопливость в снятии последнего аккорда, преждевременное опускание рук при завершении произведения;
–потеря контроля за структурой жеста (амплитуда, скорость, острота удара), типами движений (равномерное, ускоряющее, замедляющее);
–«внешняя видимость дирижирования», увлечение эффектными жестами, подменяющее истинное управление процессом исполнения.