С темпом самым непосредственным образом связана величина жеста. Чем выше скорость, тем меньше должен быть объем движения. В основе этого закона – принцип маятника, который тем медленнее движется, чем он длиннее и чем тяжелее подвес. Не подлежит сомнению, что двигать кистью в быстром темпе гораздо легче, удобнее и естественнее, чем всей рукой. Широкий жест в быстром темпе лишь утяжеляет музыку, производит громоздкое впечатление и создает впечатление несобранности. Отсюда следует, что при ускорении темпа амплитуда движений должна постепенно уменьшаться, а при замедлении – увеличиваться. В соответствии с этим при оживлении темпа следует постепенно переходить от движения всей рукой к кистевому движению, а при замедлении последовательно подключать к кисти локоть, плечо, а затем и всю руку.
Постепенное ускорение темпа лучше всего выразить с помощью небольшого и незаметного ускорения движения отдачи. Соответственно незначительного замедления можно достичь благодаря небольшому торможению, утяжелению момента отдачи. Резкое неожиданное замедление требует более активных и заметных движений. Лучше всего в момент резкого торможения подключать локоть и плечо, участие которых в движении отдачи является сильным замедляющим средством. В длительных замедлениях целесообразнее сначала использовать предплечье, а плечо подключать после того, как предплечье исчерпало свои возможности.
Часто встречающаяся ошибка исполнителей – сопровождение ускорения обязательным crescendo, а замедление – diminuendo с соответствующим увеличением амплитуды жеста.
Из других агогических изменений темпа наибольшую трудность для исполнителя представляют ферматы. Встречаются, как уже отмечалось, три основных случая использования фермат: в конце, в начале и внутри произведения или его разделов. Из них наиболее простой в техническом отношении случай – фермата в конце музыкального построения, поскольку после нее уже нет движения музыки. Снятие такой ферматы осуществляется тем же движением, что и обычное снятие звука – с помощью предшествующего снятию ауфтакта. Поэтому данный вид ферматы называют снимаемой ферматой. В случаях, когда фермата ставится в начале или в середине построения и непосредственно после нее движение музыки продолжается, дирижерский жест «снятие» должен быть одновременно сигналом к продолжению исполнения. Этот вид ферматы в хормейстерской практике носит название неснимаемой ферматы.
Очень важный момент – воплощение в жесте ферматы на паузе. К сожалению, в исполнительской практике ему не уделяется должного внимания. Между тем содержательная и эмоциональная сущности произведения в большой мере зависят от того, на чем именно нужно сконцентрировать внимание слушателя: на только что отзвучавшем, на том, что последует после паузы, или на том и другом.