Не менее сложная проблема, чем показ смысловых связей между звуками мотива или мотивами во фразе, – показ связей между тактами. Выше отмечалось, что сильные доли соседних тактов очень часто бывают не равны по своей метрической тяжести. Среди них можно различать так называемые тяжелые и легкие такты. Наиболее тяжелый такт как бы притягивает к себе остальные такты, суммируя их тяжесть и образуя единую метрическую группу. Задача дирижера – так распределить выразительные возможности руки, чтобы самый весомый жест пришелся на самый тяжелый такт. Главное здесь – суметь сберечь жест, требующийся для показа тяжелого такта, не обнаружить его раньше времени, ибо в противном случае единая, целостная тактовая группа распадется на куски. Дирижеру необходимо понимать структуру и мотивный состав предложения, периода, постоянно ощущать, куда стремится фраза, где ее кульминация, вершина. Не следует забывать, что построение сочинения, его структура должны отражаться в дирижерском жесте наряду с другими элементами выразительности. Ясное членение музыкального фрагмента на фразы способствует возникновению у дирижера необходимого в исполнительстве ощущения цезур.
Важнейший момент фразировки – показ кульминации. Очень часто кульминация зависит от показа непосредственно предшествующей ей доли. Предваряя кульминацию энергичным замахом, дирижер не должен делать на нем акцент, так как после толчка следует естественная разрядка напряжения. Ощущению устремленности к кульминации будет способствовать нарастание звука в предшествующей доле. Правда, при этом нужно соблюдать чувство меры, ибо часто кульминация не удается потому, что crescendo к ней начинается слишком рано.
Естественность кульминации зависит также и от темпа исполнения. Хотя при устремлении к кульминации возникает тенденция ускоренного темпа, перед самой кульминацией лучше создать некоторую оттяжку предшествующей ей доли.
Секрет выразительной, выпуклой фразировки заключается чаще всего в том, насколько удалось музыканту пройти мимо несущественных долей и тактов, передать направление музыкальной речи к кульминационной точке.
Мастерство исполнителя в большой степени зависит от умения не только подчеркнуть главное, но и завуалировать второстепенное. И сделать это в дирижировании можно прежде всего с помощью сглаживания граней между долями, нивелировки ауфтактов, стирания акцентов и «точек». Напротив, показ главного, существенного – вершины фразы, кульминации – может быть осуществлен с помощью рельефного, укрупненного, ясно видимого движения: большого ауфтакта, введения в дирижирование весомых массивных частей руки – локтя и плеча. Целостное движение руки в процессе дирижирования должно отражать весь путь развития мелодической фразы – от исходного ее пункта до вершины и завершения.