Русская революционная и хоровая массовая песня

Расцвет советской массовой песни приходится на время, отмеченное и истории нашей страны новыми завоеваниями в области общественно-политической, экономической и культурной жизни (1932-1941). Содержание песен становится более разнообразным: создаются песни о партии, вождях, Красной Армии, о труде народа, песни любовные, лирические, шуточные, спортивные. Изменяется и музыкальный стиль песен. Ведущее значение продолжает иметь маршевая песня, но она становится многообразной, разнохарактерной: это веселые, быстрые, спортивные марши и марши-танцы, марши-гимны.

Необходимо отметить в этой связи замечательное песенное творче­ство выдающегося советского композитора Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955). Пафос созидания проявился в молодежных песнях-маршах И. Дунаевского (из кинофильмов «Веселые ребята», «Цирк», Волга-Волга», «Весна»). «Марш энтузиастов» (из кинофильма «Светлый путь»), «Марш веселых ребят» (из кинофильма «Веселые ребята») сделались популярными, любимыми массовыми песнями советской молодежи. Их бодрость, жизнерадостность и энтузиазм сыграли важную роль в процессе «переинтонирования» песенно-хоровой музыки патриотической направленности. «Песня о Родине» на слова В. Лебедева-Кумача (из кинофильма «Цирк») стала лучшей советской патриотической песней. Выразительная задушевная мелодия в запеве, маршевый припев, красочный гармонический язык сливается в яркий, волнующий музыкальный образ Родины, ее необъятных просторов, ее могучего народа. «Песня о встречном» Д. Шостаковича, воспевающая радостный, счастливый груд — одна из лучших в этом жанре.

Своеобразным музыкальным памятником героическому прошлому страны, бесстрашным подвигам ее героев стали песни: «Орленок» В. Белого (сл. Н. Шведова), «Партизан Железняк» (сл. М. Голодного), «Песня о Щорсе» Блантера (сл. М. Голодного), «Песня о Чапаеве» А. Новикова (сл. С. Болотина), «Песня о Каховке» И. Дунаевского (сл. М. Светлова), «Полюшко-поле» Л. Книппера (сл. В. Гусева) и многие другие.

Плодотворным для хорового творчества стало возрождение традиции обращения к многообразному источнику русской поэзии, стремление авторов к лирическим формам высказывания в трактовке темы Родины (цикл хоров М. Коваля «Полевые песни» на слова С. Кирсанова), появились хоры-пейзажи (В. Белый «Зеленый шум» на стихи Н. Некрасова). Обращение к высокому строю русской классики способствовало воссозданию широкого, распевного стиля мелодики. Эта тенденция впервые обозначилась в Пяти стихотворениях Ф. Тютчева» М. Коваля и в лирических хорах на стихи М. Лермонтова и С. Есенина, Д. Васильева-Буглая.