Русская революционная и хоровая массовая песня

Обновлению хорового интонирования способствовало открытие новых стихов, новых поэтических стилей (хоры А. Белого на стихи В. Маяковского, А. Егорова «Тайга» на стихи А. Прокофьева) и др. Обогащение музыкальной речи было связано также и с обращением к фольклорным традициям.  Значительное место занял жанр хоровой обработки в творчестве компот тора и хорового деятеля Александра Александровича Егорова (1887 1959). Лучшие из обработок — это композиции виртуозного плана, созданные в содружестве с Ленинградской академической капеллой и рассчитанные на ее высочайший технический уровень («Камаринская», «Ах, вы се ни», «Выйду ль я на реченьку», сюита «Под балалайку». Наряду с русскими, обработки украинских песен делал А. Александров, белорусские, татарские, башкирские, казахские, чувашские — Г. Лобачев и А. Егором Получили распространение свободные по форме сочинения с применением элементов народной музыкальной системы. Ярким примером может служить хор М. Коваля «Ой, земля-земелюшка» (а’капелла) из его оратории «Емельян Пугачев», а также цикл хоров «Семья народов» на народные тексты того же автора.

Расширение образной сферы хоровой музыки, привлечение различных интонационных источников создали выразительный интонационный сплав, обеспечили яркость колорита музыкальной речи, хоровой фактуре было видно стремление композиторов к отказу от доминирующей роли хорального изложения к разнообразию приемов изложения материала путем сопоставления контрастных типов хоровой фактуры (А. Егоров «Тайга»). Широко использовал возможности фактурных приемов, богатство гармонических и полифонических красок в хорах («Весна», «Бывалая», «Оборонная») композитор М. Юдин. Пропаганда массовой песни в 30-е годы была тесно связана с деятельностью многих профессиональных коллективов. Так, творчество замечательного композитора песенника Владимира Григорьевича Захарова (1901-1956) связано с Государственным русским народным хором имени Пятницкого. Среди песен Захарова о жизни новой советской деревни и шуточные лирические, созданные в содружестве с поэтом М. Исаковским: «И кто его знает», «Провожание», «Вдоль деревни», «Зелеными просторами», «Дороженька». Композитор создает жизнерадостные песни, сочетая широкий мелодизм крестьянских напевов с подвижностью плясовых и хороводных песен, с ритмической остротой и юмором народных частушек.

В 30-годы получили широкое распространение ансамбли песни и плияки. В 1928 году профессором Московской консерватории Александром Васильевичем Александровым (1883-1946) был создан Красноармей­ский ансамбль песни и пляски (ныне художественный руководитель Б. А. Александров). Новаторство ансамбля проявилось, прежде всего, в собирании и пропаганде боевого эпоса Красной Армии. Песня заняла ведущее место в репертуаре коллектива. Ее популярности способствовали талантливые обработки А. В. Александрова, глубокого знатока народного творчества, чья работа в ансамбле совпала с периодом наиболее интенсивной композиторской деятельности. Развивая традиции русских композиторов, Александров записывал и обрабатывал различный по жанрам фольклорный материал. Обработкам композитора свойственны простота и, вместе с тем, высокое мастерство, проявившееся в разнообразии выразительных средств, в глубине раскрытия художественных образов. В каждой из них он развивал индивидуальные черты, раскрывал ее потенциальные возможности, приспосабливая для концертного исполнения.

Избегая изысканных гармоний и усложненных форм многоголосия, композитор следовал традициям, сложившимся в процессе коллективного пения в народе. Звуковая образность песен всегда вытекала из содержания и подчеркивалась выразительными приемами в процессе интерпретации. Одним из эффектных исполнительских приемов стало звуковое воспроизведение «прихода-ухода», то есть постепенное нарастание звучности (крещендо) и, вслед за кульминацией, ее постепенное ослабление. В обработках Александров демонстрирует безупречный музыкальный вкус и композиторскую технику. Им свойственны широкая напевность, гармоническая мягкость, плавность голосоведения, естественная подголосочность. («Ах, ты степь широкая», «Горы», «Калинка» и др.).