Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершился культурный переворот. Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Профессиональная музыка в этот период потеряла характер чисто церковного искусства и испытала влияние народной музыки, прониклась новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигло искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» в Италии и Франции XIV века в новых полифонических школах — итальянской, нидерландской, французской и др.
Появились различные жанры светского музыкального искусства такие как фроттала, вилланелла, французская многоголосная песня, баллада, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Мадригал – основной жанр эпохи Возрождения, являлся показательным во-всех отношениях.
Во-первых, он довольно точно отражал направление развития искусства, и прежде всего профессионализм в сферах поэзии и музыки. Поэзия была представлена текстами Ф. Петрарки, Дж. Бокаччо, Т. Тассо, Б. Гварини, содержание которых проникнуто утончённым лиризмом, глубиной чувств, красотой слога. В числе музыкантов – создателей мадригалов – также было немало выдающихся мастеров, являющихся основателями ярких творческих школ. Это – А. Вилларт, А. Габриэли, Дж. Палестрина, О. Лассо, К. Монтеверди, наследие которых и особенно опыт в области мадригального жанра привели к существенному обновлению музыкального искусства, его выразительных, композиционных средств. Достаточно сложные по технике выполнения вокальные партии свидетельствуют о прекрасной исполнительской школе и великолепно развитом искусстве ансамблевого пения.
Во-вторых, жанр мадригала интересен и в том отношении, что он в большей мере, нежели другие жанры, позволяет судить о личности и художественных вкусах его создателя. А следовательно даётся максимальное представление не только об эпохе, но и о самом человеке, его индивидуальности. Это качество вытекает из особенности жанра, требующего от художника-творца особого воображения, чуткости, тончайшей реакции в передаче эмоций широкого диапазона с тонкой градацией их оттенков – от сильных пламенных страстей до нежных интимных чувств, искреннее выражение которых требует максимального личного участия. Не случайно, поэтому в лучших образцах мадригала почти всегда отчётливо ощутимо присутствие самого автора, его субъективное отношение к тому, что он стремился передать посредством звуков и слов.
Наиболее независимый и свободный из всех ранее рассмотренных вокальных форм, мадригал имел самую яркую и в то же время самую короткую судьбу. Восприимчивый ко всему новому, он оказался столь стремителен в своей эволюции, что быстро, одним из первых исчерпал запас своих жанровых признаков, щедро одарив при этом другие музыкальные формы всем тем, что приобрёл в процессе своего развития.
Будучи впоследствии явлением редкостным (единичные его образцы спустя столетия предстают в XX веке в творчестве Н. Мясковского, П. Хиндемита, И. Стравинского и др.) он остаётся отзвуком минувших эпох, живым напоминанием о его высоком и одухотворённом искусстве.