Звукообразование — это извлечение певческого или речевого звука. Звукообразование происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебания голосовых связок посредством воздуха, а окраску и силу приобретает с помощью резонаторов. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели, гортани, где помещаются голосовые связки, и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями, который служит для образования гласных и согласных звуков. Источником звука являются голосовые связки.
Существует две теории голосообразования. Согласно миоэластической (мышечно-эластической) теории — воздух давит под связки в момент выдоха, раздвигая их. Подсвязочное давление уменьшается, и связки вновь смыкаются. Возникают колебания связок. Высота воспроизводимого звука зависит от длины связок и от степени их натяжения. Т.о. колебание голосовых связок совершается по этой теории под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряженных и сомкнутых голосовых связок. Для того чтобы возник звук, надо только придать связкам определенный тонус и сблизить их, само же колебание осуществляется пассивно, автоматически, под влиянием подсвязочного давления.
Другая теория — нейромоторная (нейрохронаксическая теория фонации) была разработана французским ученым Раулем Юссоном в сер. XX в. Согласно этой теории, колебания голосовых связок есть совершенно самостоятельная функция гортани. Колебания голосовых связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыкании и размыканий. Колебательная функция голосовых связок обусловливается совершенно особыми нервными влияниями и является феноменом целиком центрального происхождения. Экспериментальным путем было доказано, что для того чтобы голосовые связки завибрировали, достаточно только соответствующих двигательных приказов из центров, а дыхание к частоте колебаний связок не имеет решительно никакого отношения. Явление образования высоты звука, т. е. частоты колебаний голосовых связок, — целиком центрального происхождения. Если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксической теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. Энергия колебаний самих связок слишком мала, чтобы возник звук. Ее достаточно только на то, чтобы открывать голосовую щель со звуковой частотой. Только когда через эти периодические активные открытия голосовой щели начинают проходить порции воздуха (сгущения), родится звук голоса. Чем с большей энергией будут в момент открытия голосовой щели выталкиваться порции воздуха, тем интенсивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания дает силу звука голоса, возникающего в голосовой щели.
Обе теории являются взаимодополняющими. Практически важно понимать, что в голосовой щели родятся высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом процессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых связок, но и дыхание. Надо помнить также, что на работу голосовой щели оказывает большое влияние импеданс, образуемый системой полостей надставной трубки. Все эти факторы позволяют воздействовать на голосовую щель, то есть организовывать ее работу в нужном направлении, менять характер ее смыканий, длительность фазы ее закрытия и раскрытия, осуществлять включение в вибрационную работу всей массы связок или ее частей и т. п. Словом — голосовая щель может бесконечно вариировать характер, форму и интенсивность своих вибраций, а вместе с ними тембр, силу и другие свойства голоса. Это факт— существенный для педагогики. Он показывает, что возможны различные пути для изменения работы голосовой щели: через дыхание, через изменение импеданса, — т. е. через работу артикуляционного аппарата (фонетический метод), и непосредственно через гортань