Весь учебный процесс в классе дирижирования является подготовкой к работе с хоровым коллективом, которая имеет решающее значение в деятельности хормейстера. Дирижер и педагог, воспитавший целую плеяду советских дирижеров, И. Мусин в книге «О воспитании дирижера» определил три фактора взаимодействия дирижера с исполнителями:
–первый фактор – уровень мануальной техники дирижера;
–второй – мастерство репетиционной работы, методы и приемы, с помощью которых дирижер добивается воплощения произведения;
–третий фактор – психическое состояние дирижера, форма его поведения.
Репетиционная работа необычайно важна в деятельности дирижера. Дирижеру, репетирующему с хором (оркестром), приходится учитывать невероятное количество сопутствующих музыкальному исполнительству моментов психолого-педагогического и творческо-интерпретационного порядка, из чего, собственно, и складываются коммуникативные условия коллективного исполнительства. В ходе взаимодействия дирижера и коллектива проявляются самые разные функции общения – информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные.
Дирижер воздействует на творческую волю музыкантов, вызывая у них художественную самоотдачу, выстраивает стратегическую линию исполнительского процесса вообще. Он режиссирует музыкальное произведение, определяя важные драматургические и формообразующие моменты, и является активным соисполнителем во время звучания произведения. Дирижер на репетиции осуществляет педагогическое влияние, что также сочетается с исполнительской функцией в едином, одновременном и взаимосвязанном действии. Дирижер – это исполнитель, педагог и руководитель исполнения. В момент руководства исполнением он не прекращает педагогического воздействия на музыкальный коллектив, но уже при помощи средств мануальной техники.
Техника репетирования – способность и умение дирижера при наименьшей затрате сил и энергии наиболее полно и точно реализовать в живом звучании творческий замысел композитора. Техника репетирования предполагает умение активно воздействовать на исполнительский коллектив не только при помощи средств дирижерского аппарата, но и путем устных объяснений. Именно в репетиционной работе с наибольшей наглядностью обнаруживается значение всех сторон деятельности дирижера, ощутимо проявляется весь комплекс дирижерских данных. Репетиционное занятие является творческой лабораторией, где хормейстер поэтапно реализует художественные намерения. Методы репетирования разнообразны и во многом зависят от личных качеств, опыта и таланта дирижера.
Дирижер должен уметь замечать технические ошибки и неточности исполнения: звуковысотные; интонационные; ритмические; артикуляционные; неровность темпа и внутридолевого движения; несоответствие динамики характеру звучания; отсутствие звукового баланса между партиями и голосами хора;
замечать недочеты исполнительского характера: нелогичность передачи развития музыкальной ткани произведения; отсутствие ощущения перспективы музыкального движения; неорганичность подхода к кульминации; отсутствие дыхания и осмысленности во фразировке; неестественность перехода к новому разделу, эпизоду и пр.; отсутствие образности и живости исполнения;
находить причину неточности исполнения: результат случайности, невнимательности исполнителей; следствие ошибок в нотном тексте; результат неточности технического приема дирижирования; результат технологических трудностей (быстрый темп, ритмические сложности, чтение с листа, сложность музыкального языка произведения); следствие непонимания исполнителями структуры произведения, его образно-эмоционального содержания; результат невыразительного и неактивного дирижирования;
находить средства для устранения недочетов исполнения путем изменения технического приема дирижирования, сделав тактирование более четким и ритмичным; более конкретного руководства голосами, нуждающимися в устойчивом определении ритма; применения более образного и выразительного дирижирования; специальных приемов репетиции (пение в замедленном темпе, проработки по отдельным партиям и голосам и пр.);
пользоваться речевыми формами общения с хором: для объяснения музыкантам их исполнительских задач; для того, чтобы дать краткий анализ структуры музыкального построения; для объяснения образно-эмоционального содержания музыки; чтобы создать у исполнителей соответствующий настрой;
правильно организовать репетиционную работу: находить наиболее эффективные методы для достижения требуемого результата исполнения (репетиция по голосам и определенном сочетании партий, в замедленном темпе); грамотно распределять время репетиции; находить места произведения, требующие специальной работы.
У начинающего дирижера могут возникать трудности в работе с хоровым коллективом следующего порядка:
– неумение пользоваться слуховым вниманием – сосредоточивать и мгновенно перераспределять его («объемность» звучания). Дирижер должен направлять свое внимание на ту или иную сторону исполнения в зависимости от непосредственных задач, выдвигаемых данным этапом работы;
–отсутствие навыка контролирования с установкой на исправление тех или иных сложностей в исполнении;
–психологическое состояние – волнение и некоторая увлеченность самим процессом управления «настоящим» хором;
–неумение определить причину недостатков в художественной стороне исполнения;
–отсутствие дирижерских, педагогических навыков.
Типичные ошибки дирижера:
–неуместная торопливость, когда дирижер, не ожидая прекращения пения, начинает объяснения;
–долгое обдумывание, что сказать и откуда начинать. Останавливая хор, дирижер должен знать точную причину своих действий, какое замечание необходимо сделать, по какому поводу и с какого места начать повторение;
–частое повторение указаний и долгое ожидание начала работы исполнителей.
Дирижер не только должен заметить недостаток в исполнении, обнаружить ошибку, но и поставить диагноз – почему эта ошибка возникла и какими средствами ее можно устранить.