Одним из основных этапов занятий по дирижированию является освоение тактовых схем дирижирования. Изучение простых сеток осуществляется в следующем порядке: разбор структуры тактового цикла; структура жеста (точка и заполняющие ее движения), правила выполнения дирижерских сеток, последовательность изучения дирижерских схем; отработка схем на специальных упражнениях
В процессе выполнения дирижерские жесты вступают в сложные и разнообразные отношения друг с другом. Прежде всего, в соответствии с развертывающимся во времени потоком музыки жесты следуют друг за другом и при всем многообразии соотношений неизменно соответствуют метроритмической организации сочинения.
Как бы ни были разнообразны жесты дирижера, управляющего ансамблем, нельзя не заметить их цикличности, определяемой музыкальным метром и практической необходимостью поддерживать счет. Каждый дирижерский взмах соответствует тактовой доле.
Метрический характер каждой доли выражается направлением взмаха. В зависимости от порядкового расположения доли в такте она отсчитывается взмахом вниз, вверх или в стороны («к себе» и «от себя»).
Рассмотрим на примере четырехдольного метра, как одиночные взмахи сочетаются в тактовый цикл.
Первая доля, подготовленная «дыханием» вверх (а) и «стремлением», падающим вертикально сверху вниз (b), начинается «точкой» (с1) и продолжается в виде «отдачи» (а1) (рис. 1).
РИСУНОК 1
Вторая доля, как и первая, должна быть чем-то подготовлена, должна иметь свое «дыхание» и «стремление». Функцию «дыхания» ко второй доле выполняет «отдача» от первой доли (a1). Движение «отдачи» переходит затем в движение «стремления» (b1), вплоть до второй «точки», являющейся началом второй доли (с2).
Следовательно, движения «дыхания» и «стремления» ко второй доле такта (a1 – b1) служат одновременно движением, фиксирующим звучание первой доли (рис. 2).
РИСУНОК 2
«Отдача» от «точки» второй доли (a2), являясь продолжением звучания этой доли, служит в то же время «дыханием в третьей доле» и, непосредствено переходя в движение «стремления» к третьей доле (b2), заканчивается тертьей «точкой», т.е. началом третьей доли (с3) (рис. 3).
РИСУНОК 3
И в данном случае движения «дыхания» и «стремления» к третьей доле не только подготавливают ее, но и одновременно фиксируют звучание второй доли.
Четвертая доля такта готовится так же, как и предыдущие доли, движением «отдачи» от третьей доли (а3), затем непосредственно переходящей в движение «стремления» к четвертой доле (b3). Начало четвертой доли берется «точкой» (с4) и переводится в «отдачу» от четвертой доли (а4), которая, в свою очередь, служит «дыханием» к первой доле. Цикл завершается, чтобы снова и снова повториться по той же схеме (рис. 4).
РИСУНОК 4
Анализ цикла показывает: движение руки, совпадающее с временем звучания данной доли, является подготовкой следующей доли. Это движение состоит из двух равных фаз: первая – «отдача» oт «точки» предыдущей доли – служит «дыханием» к последующей доле; вторая, непосредственно продолжающая первую, – «стремлением» к последующей доле. Первая и третья доли имеют амплитуду взмаха большую, чем вторая и четвертая, что отражает соответствующие метрические соотношения сильной, относительно сильной и слабых долей в такте. Значительность (тяжесть) первой доли обеспечивается также вертикальным падением руки сверху вниз, а относительная тяжесть третьей доли – движением рук «от себя». На основе анализа дирижерского взмаха и тактового метрического цикла складывается ясное представление о том, как в дирижерском взмахе осуществляется «упреждение».
Анализ показывает, что «отдача» и «стремление» имеют двоякую функцию. С одной стороны, они совпадают по времени с протяженностью звучания данной доли и фиксируют ее, а с другой стороны – являются моментом подготовки следующей доли (рис. 5).
РИСУНОК 5