В работе дирижера над хоровым произведением выделяются три основных последовательных этапа:
-подготовительная работа дирижера над партитурой (становление исполнительского замысла);
-репетиционная работа (реализация исполнительского замысла);
-концертное исполнение (воспроизведение исполнительского замысла).
Второй этап – репетиционная работа над партитурой, условно делится на фазы:
— знакомство коллектива с произведением;
процесс его технического освоения;
— работа над произведением в художественном плане.
Очень ответственным моментом является представление хору данного сочинения. Яркая, выразительная игра партитуры должна вызвать интерес хористов к разучиванию произведения.
Техническое освоение произведения — разучивание нотного и литературного текста. Можно использовать различные методы: сольфеджирование, вокализацию, пение «про себя», внутренним слухом, пение на слог, транспонирование и др. Разные подходы: пение по партиям, хоровыми группами, всем хором и т. д. и разные вспомогательные приемы: тактирование, показ собственным голосом, при поддержке фортепиано, устное объяснение и др. Работа над основными элементами вокально-хоровой техники (интонацией, ритмом, дикцией, характером звука, ансамблем и др.) — составляют основное содержание этой фазы освоения произведения. На II этапе техническая сторона преобладает над художественной. Художественная сторона помогает технической.
Художественная отделка произведения. Необходима тесная взаимосвязь технической и художественной работы над произведением. Особое внимание надо уделять выразительности исполнения: фразировке, дикции, нюансировке, агогике, артикуляции и др. В работе над фразировкой дирижеру помогает не только знание правил музыкальной речи, но и логика музыкально-поэтического текста, знание литературного текста.
Заключительная стадия выучивания хорового сочинения является важным моментом его художественного совершенствования. Процесс «впевания» помогает певцам осознать артистическую свободу, готовность к выступлению. Последние репетиции перед выступлением, так называемые «прогоны», проходят в обстановке близкой к концертной, без остановок, стоя. На генеральных репетициях, которые лучше проводить в концертном помещении и в костюмах, уточняется трактовка произведения, темп, динамика и определяются моменты организационного порядка — выход и уход коллектива на сцену, расположение солистов, концертмейстера в связи с акустикой зала.
Средства исполнительской выразительности
Качество звучания. Работа над звуком считается главной заботой и обязанностью любого исполнителя. Работа над звуком – это не только техническая сторона дела, в ней активно участвуют и эмоциональные, и интеллектуальные способности исполнителя.
Звуковысотное интонирование. Хор является инструментом с нефиксированной высотой звуков, с относительно свободным интонированием. Существует зависимость интонирования от ритма, темпа, тесситурных условий. Интонирование в хоровом исполнительстве следует рассматривать не только как элемент, регулирующий хоровой строй, но и как важное исполнительское выразительное средство, связанное с интонируемым музыкальным произведением.
Темпоритм. В понятии о темпе следует иметь в виде две его стороны: основной темп произведения – стержневую скорость движения, и изгибы темпа – кратковременные отклонения в сторону замедления или ускорения, органически входящий в основной темп.
Динамика. Применяемые в музыкальной практике градации громкости относительны, что дает исполнителям достаточной простор для проявления творческой инициативы.
Тембр. В исполнительском аспекте тембр интересен именно как качество, которое является результатом сознательного выбора поющего, а не как хроническое свойство голоса певца. Задача дирижера по выравниванию тембрового звучания хора сводится к максимальному сближению гласных по способу из формирования у всех поющих в коллективе.
Артикуляция — степень ясности, расчлененности слогов при выговаривании слова. Она реализуется в штрихах – приемах извлечения и ведения звука.
Фразировка. Элементы структурной организации хорового произведения – периоды, предложения, фразы, мотивы – достаточно ясно ощущаются на слух и легко обнаруживаются как зрительно, так и на слух. В хоровом исполнительстве фразировка зависит от строения как музыкального, так и поэтического текста.
Организация репетиционного процесса требует от дирижера наличия не только индивидуальных качеств и навыков мануальной техники, но и понимания важности коммуникативных связей, помогающих осуществить этот процесс коллективного музицирования.
С.А. Казачков: «Дирижер должен обладать способностью и умением делать слышимое видимым, а видимое – слышимым».
Главное в методике организации репетиционного процесса — последовательное изучение музыкального произведения и раскрытие сущности художественного образа.