Распевание в хоре — это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата. Часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая называется распеванием, состоит из упражнений.
Упражнение — это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность.
Следует помнить, что действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение его на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.
Распевание в начале хоровых занятий развивает навыки пения и подготавливает голосовой аппарат к работе. Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.
Длительность распевания. не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.
В распеваниях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: ре первой октавы — фа, фа- диез второй октавы у сопрано; си-бемоль малой октавы — ре второй октавы у альтов. Юношеские (мутирующие) голоса поют в диапазоне до малой октавы — ре, ми-бемоль первой октавы.
Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.
Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются.
Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:
- в динамике (от средней к крайней)
- в темпах (от умеренного впевания к быстрому)
- в диапазоне (расширять от центра)
- в технике (от простой к сложной)
- от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов
- от пения лёгким звуком — к динамически и темброво насыщенному.
В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное — использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.
В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном — мягкой), единство звуковой позиции, нюанса.
В работе с хором применяются упражнения
- на цепное дыхание,
- на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),
- на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),
- на развитие диапазона,
- на выравнивание регистров,
- на нюансы
- на выработку кантилены,
- техники,
- на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).
В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазы врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.
Эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.
Помимо этого любое упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально, восторженно, сердито, плаксиво, грозно и т.д. (настроение хорошо «добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов. Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.
Динамика. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней (в пределах mp-mf). Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на f ведёт к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком, сила которого ниже оптимальной («напевание» — пение без опоры на дыхание), и не рекомендуется, оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. При работе с детьми в мутационный период тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф.Лысек (Чехословакия), «…от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».
Звуковысотность. Пение упражнений следует начинать с примарных звуков — наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это нота в среднем отделе диапазона (у сопрано фа! — до», у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано — ми! — си!, у низких мужских голосов — ре M — ля M). У детей, голоса которых ещё не подвержены вредным влияниям, начинать упражнения всегда надо с нот, лежащих в пределах фа! — си!.
Развитие голоса со среднего регистра начинали Бортнянский, Варламов и Глинка. Этот метод назвали «концентрическим». Глинка говорил, что распеваться надо «без всякого усиления берущихся», т.е. примарных, которые находятся приблизительно в середине диапазона голоса. Нижний и верхний регистры должны развиваться на основе крепко освоенного центра диапазона путём постепенного, звук за звуком, введения в пение.