Итальянский педагог Ф.Ламперти говорил: « Школа пения есть школа дыхания»: а замечательному певцу Э.Карузо принадлежат следующие слова: « На умении набрать достаточно воздуха и умение правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения». Набирать воздух лучше носом и ртом, но когда глубокое и равномерное певческое дыхание ещё не освоено, вдох берется носом (исключение: искривление носовой перегородки, частые простудные заболевания).
Вдох наполняет легкие воздухом. Задержка способствует активизации голосового и дыхательного аппаратов в фонации. Основным же моментом в певческом дыхании является выдох. Чем высоко квалифицированнее певец, тем экономнее равномернее осуществляется у него расход воздуха. У начинающего певца дыхание расходуется быстро, рывками, много воздуха теряется особенно в начале пения. Поэтому первостепенной задачей певца является освоение искусства экономного равномерного расхода дыхания
Самым удобным для обучения считается грудо-брюшное дыхание. Плечи не должны подниматься!!! В первую очередь необходимо обратить внимание на работу мышц дыхательного аппарата. Если они вялые или вообще не отвечают поставленным задачам ( у детей), нужно применять беззвуковые упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру. Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями.
Суть каждого упражнения должна быть понятна певцам. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются, как физическая зарядка перед пением. Они придают мышцам упругость и выносливость, а также помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на формирование звука. В работе с детьми желательно использовать игровой момент и контроль руками в области брюшного пресса и нижних рёбер. Нельзя переусердствовать, так как может быть головокружение.
Прежде всего, надо научить брать вдох. Начинать с глубокого, равномерного и спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. Вдох берется носом, бесшумно ( шумный вдох свидетельствует и зажатости). В первых упражнениях вдох должен быть полным, в последующих ( выполняемых на звуке) – берется экономно и разной полноты в зависимости от длительности звука, музыкальной фразы и её динамики. Желательно сразу уяснить разницу в характере вдоха, его задержки и выдоха при разный типах атак звука. Для наиболее полного вдоха помогает представление ощущения аромата цветов ( при вдыхании приятных запахов дыхательные органы работают в полную силу, как бы с удовольствием).
После тренировки вдоха можно переходить к освоению медленного и постепенного выдоха, при этом важно тренироваться не доводить воздух до иссякание и его остаток активно выдыхать ( иссякание воздуха в конце музыкальной фразы повлечет за собой понижение интонации). Выдох можно сопровождать счетом, а ещё интереснее представить, что дуешь на горящую свечу так аккуратно, чтобы она не погасла.
Упражнение на тренировку брюшного пресса включает две позиции:
- выпячивание живота и опущение диафрагмы.
- подтягивание живота и приподнимание диафрагмы.
Долготу удержания позиции постепенно увеличивать. Упражнения:
- Надувание шарика (пресс +диафрагма)
- Дышим, как собачка (пресс +диафрагма).
- «горячий утюжок» (толчки диафрагмы)
- «испугайся»
- беззвучный крик.
- «насосики» (активно: вдох через нос выдох через рот и наоборот)
Все эти упражнения вырабатывают опору дыхания. Звуковые упражнения начинать в средней тесситуре, на среднем нюансе, выдержанный звук закрытым ртом ( на мягкой атаке).
Далее переходить на гласные, другие неподвижные нюансы, потихоньку расширять диапазон. Особое внимание пиано должно быть опёртым, стоккато на «ку», позже крещендо — диминуэндо – следить за единством принципа регулирования усиления и ослабления звука. Для детей « резиночка».
Гаммообразные упражнения, начиная с секунды. Арпеджио. Скачки. Чем больше диапазон упражнений, чем менее они плавные,тем больший требуется расход дыхания.