Пути развития отечественной музыки начала XX века

Особенности развития отечественной музыки начала XX века определялись социально-политической ситуацией в стране, непосредственно влиявшей на процессы культурного и творческого развития. Характер: чертой музыкальной жизни 20-х годов явилось широкое развитие музыкально-пропагандистской деятельности. «Демократизация музыкальной культуры определила и характер мероприятий по организации просвещения и самодеятельности трудящихся, по активизации массовых форм музыкального искусства, и, прежде всего — хорового пения. Без пения обходилось ни одного общественного мероприятия. Пели повсюду на площадях и улицах, на митингах и собраниях. Везде создавались рабочие хоры. Смена идеологии привела к замене одного массового обряда- церковного обихода, другим обрядом — публичных политических манифестаций, митингов, шествий» . Наиболее доступным репертуаром для участников этих действ были революционные и народные песни.

Этапы развития массовой песни совпадают с историческими этапами становления и развития нашего государства. Первый этап (1917-1920) связан с годами революции и гражданской войны. В это время пелись революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», Дубинушка», «Замучен тяжелой неволей», «Расстрел коммунаров». «Интернационал» (авторы: Эжен Потье и Пьер Дегейтер), который стал гимн молодой Советской республики. Все больше ощущалась потребное м. новых боевых песнях о победе революции, о начале новой жизни. На теме песни-марша «Смело мы в бой пойдем», мелодической основой к рой послужил романс «Белой акации гроздья душистые» видно, как создавалась фольклорная массовая песня. Много народных песен было сложено о событиях и героях гражданской войны: Чапаеве, Котовском, Щорсе других. Популярной стала песня на слова Демьяна Бедного «Проводы» («Как родная меня мать провожала»), в основе которой лежит украинская народная песня «Ой, що там за шум учинився»).

Для походных и строевых солдатских песен было характерно сочетание широкой распевности, идущей от |народного пения с чеканной маршевой поступью. Песня «По долинам и по И чирьям» была создана в отряде дальневосточных партизан в 1919 году (текст П. Парфенова). В 1929 году эта песня была записана и обработана Алек         сандровым, литературная редакция сделана поэтом С. Алымовым.

Огромную роль в этот период развития советской массовой песни играет частушка, остроумная и злободневная, например, матросская песня «Яблолочко». В 20-годы в создании многих песен принимали активное участие молодые поэты-комсомольцы А. Безыменский и А.Жаров. Песни «Молодая гвардия» и «Наш паровоз, вперед лети» стали очень популярны. Молодым композитором-профессионалом Дм. Покрассом с поэтом А. Д. Мстилем была создана песня «Марш Буденного», «Красная Армия всей |н и.ней» (на слова поэта П. Григорьева). Эти песни сделались подлинно про 1ными солдатскими песнями. Массовое пение широко использовалось в театрализованных инсценировках, например «Взятие Зимнего Дворца» (в годовщину Октября) в Петрограде на Дворцовой площади.

Решающим условием поворота массового пения в сторону организованной художественной самодеятельности стало включение в этот процесс профессиональных музыкальных деятелей и хоровых дирижеров; таких как И. В. Немцев. Рождалась новая традиция — проведение хоровых олимпиад (с 1927 по 1937). Сложные процессы протекали в области организационной идейно-художественной перестройки профессионального исполнительства и творчества. Наряду с оперными театрами и государственной хоровой капеллой, основой репертуара которых продолжала оставаться классическая музыка, концертные организации столкнулись с необходимостью создания нового репертуара и обновления своего исполнительского стиля. Подъем исполнительской культуры Петроградской хоровой Академии обеспечивается масштабностью дарования дирижерского мастерства М. Г. Климова, который сохранил в хоре богатейшие традиции исполнения русской и зарубежной классической музыки, и с другой стороны много сделал для привлечения композиторов к созданию нового репертуара: А. Егорова, М. Юдина, А. Пащенко и др.

Русское хоровое искусство в первые десятилетия после Революции прошло сложный период адаптации к новым идеям, темам и образам. Для музыкантов старшего поколения большую трудность представляло внедрение новой идеологии — переход от музыки, отражающей внутренний духовный мир человека, к музыке, пропагандирующей революционные идеи и обращенной к массам. Отсюда несоответствие привычных средств выражения (системы образов, музыкального языка, элементов ого письма), новым задачам, возложенным на искусство.

В 1920-е годы развитие музыкальной культуры в Советской имело некоторые аналогии с зарубежной музыкой — это был период многих новаторских экспериментов, новых художественных идей, пришел на смену блестящему «серебряному» веку русской культуры. Сегодня принято именовать 20-е годы эпохой советского авангарда. В живописи представлена творчеством Малевича, Кандинского, Филонова, Ша Петрова-Водкина и др. В музыке это до недавнего времени забытые име А. Мосолов, А. Лурье, Л. Половинкин, И. Вышеградский, Г. Попов.

Музыкальная жизнь 20-х годов отличались интенсивностью и разнообразием: регулярными были гастроли зарубежных музыкантов: Хиндемит, Мийо, Барток, Берг. В 1926 году прозвучала пьеса Онеггера «Пасифик 231», в 1927 году в Ленинграде была поставлена опера Берга «Воццек», в репертуар вошли три ранних балета И. Стравинского. Ленинградская хоровая капелла исполнила его оперу «Царь Эдип» и «Свадебку». Звучала музыка С. Прокофьева, с огромным успехом прошли его гастроли в 1927 году.

Относительная свобода творчества привели к большому разнообразию художественных идей и творческих исканий в советском искуси 20-х годов. «В хоровом творчестве, как наиболее демократичном вокальном жанре, связанном со словом, смена идеологии привела к смене многовековой церковно-обрядовой функции на революции! пропагандистскую, сохранив при этом характерную соборность, живость жанра».

Получила развитие партийно-советская тематика. Значительное место в творчестве композиторов заняла ленинская тема. Смена тем обусловила обновление образной системы музыкального языка и приемов хорового письма. На первое место среди жанров выходит революционная и хоровая массовая песни.