Групповые занятия по дирижированию являются подготовительным этапом к индивидуальным занятиям. Этот вид занятий имеет ряд пенных особенностей:
— учебные и воспитательные указания педагога в присутствии других учеников приобретают особо действенный характер;
— ошибки одного принимаются во внимание другими и лучше исправляются;
— дирижерские упражнения могут проводиться на вокальном ансамбле, составленном из самих учащихся.
На таких занятиях ученики имеют возможность проверить действенность своих жестов. Эффект присутствия хора в классе помогает ученику с первых шагов воспитывать в себе необходимые для дирижера волевые и артистические качества. Групповые занятия включают три основных этапа:
— организация дирижерского аппарата учащегося (занятия проходят, в основном, без фортепиано);
— работа над выразительностью жестов (занятия проводятся, в основном, под фортепиано);
— выработка навыков управления исполнением (занятия проводятся в сопровождении вокального ансамбля).
Первый этап групповых занятий включает:
— работу над свободой дирижерского аппарата, пластичностью, развитием чувства метроритма;
— работу над овладением штрихов;
— работу над овладением сеток тактирования;
— работу над навыками показа ауфтактов.
Второй этап — дирижирование под фортепиано. Здесь внимание сосредотачивается на выработке выразительности жеста. На примерах из хоровой литературы с различными темпами, ритмом, динамикой, штрихами учащийся учится отражать в жесте не только метроритмическую сторону произведения, но и эмоционально-образную.
На третьем этапе учащиеся под руководством педагога разучивают песню или небольшие музыкальные примеры на различные технические трудности: вступления, снятия, штрихи, динамику и др. Музыкальные примеры учащиеся исполняют в один-два голоса всей группой. За период групповых занятий учащиеся овладевают различными сторонами процесса дирижирования: координацией движении рук, чувством темпоритма, некоторой выразительность движений, умением отражать в жесте музыку и начальными навыками управления исполнением.
Групповые занятия могут продолжаться от месяца до полугода ( в условиях хоровой школы — несколько лет). Отдельные темы занятий не могут ограничиваться рамками отдельного периода. Это касается работы над свободой дирижерского аппарата, над развитием чувства метроритма, над выразительностью и действенностью жеста и др. Работа над такими элементами дирижерского жеста может продолжаться на протяжении всего периода обучения.