Профессия дирижера – одна из самых сложных музыкальных профессий. Главной задачей работы дирижера является воплощение художественного замысла композитора и донесение его до слушателей. «Инструмент» дирижера – это коллектив исполнителей (хор, оркестр), для управления которым необходим целый спектр качеств, умений, навыков, способностей. Дирижировать – значит руководить, управлять исполнением, а это возможно лишь в том случае, если дирижирующий отличнейшим образом знает произведение и отдает себе полный отчет в том, каким он хочет его услышать. Поэтому вокально-хоровой слух и слуховое внимание – одни из наиболее необходимых навыков для решения технических и художественных задач хорового исполнительства.
Музыкально-артистические способности целиком сосредоточены в слухе, и таковой является сложной, многосоставной системой. У музыканта чувства и психические процессы (ощущения, представления, внимание, память, воображение, воля) в моменты восприятия, исполнения или сочинения музыки связаны со слухом, развиваются в нем, проявляются через него.
Музыкальный слух основан на врожденных способностях, но нуждается в развитии и поддается таковому. Развитие может происходить по-разному. Иные достигают эффективных результатов, воспитывая формально-акустические свойства слуха, и ограничиваются этим. Б. В. Асафьев считал, что музыкант должен «научиться слышать (воспринимать полным сознанием и напряженным вниманием) музыку в одновременном охватывании вcex ее компонентов». Другие, вслед за Б. В. Асафьевым, исходят из того, что истинный музыкальный слух функционирует на основе интонационной природы музыки, на восприятии и воздействии ее как искусства «интонируемого смысла» и что, следовательно, система воспитания музыкального слуха должна быть подчинена этому основополагающему принципу.
Музыкальный слух – явление сложное, представленное разными видами. Различаются высотный, темпоритмический, ладовый, мелодический, многоголосный (гармонический и полифонический), тембровый, динамический и другие виды слуха. Слух выполняет две функции, характеризующие его как воспринимающий и воссоздающий прибор. Роль слуха как воспринимающего прибора сводится в основном к корректирующей задаче: улавливать ошибки исполнения. Эта функция воспитывается преимущественно на уроках сольфеджио, в хоровом и вокальном классах; ее можно назвать первой, или низшей. Вторая, высшая функция связана со слухом как с воссоздающим прибором, выражающим художественную (иначе исполнительскую, звукотворческую) волю.
В эмоциональном переживании музыки лежит начало развития художественной (дирижерской) воли. Любой выразительный элемент музыки, касается ли это ритма, гармонии, тембра, динамики, мелоса и пр., должен быть услышан (проинтонирован) дирижером внутренне: проверен слухом и прочувствован. Но для этого необходимо, чтобы эмоциональная и слуховая сферы были скоординированы. Вот почему обязательным условием при обучении дирижерской технике является включенность эмоционально-слуховой сферы в процесс пластического выражения музыки, в процесс мануального воплощения внутреннего слышания.
Однако нередко встречаются случаи, когда техника вырабатывается рациональным методом, когда основное внимание уделяется только внешнему рисунку жеста. Художественная же выразительность жеста появляется тогда, когда он рождается из ощущения музыки.
Итак, одна из основных задач, стоящих перед педагогом и требующих решения, – объединение эмоциональной и слуховой сфер, которые координируются с двигательной, в результате чего возникает единый эмоционально-слуходвигательный комплекс с доминирующим значением слуха. Фактически это и есть воспитание «интонируемого слуха» (Б. В. Асафьев) дирижера. Конечным результатом такого трехсферного единства должно стать воспитание «слышащей» руки дирижера. (Метод, позволяющий выполнять эту задачу, называется слухомышечным).
Направленность дирижерской воли бывает разная: один дирижер ярче выявляет ритм, другой – мелос, третий – красоту звука. Установка воли на переживание различных элементов музыки связана с возникновением творческих доминант.