История нидерландской школы не имеет аналогий в развитии музыкального искусства и охватывает почти два столетия. К XV веку Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну. В этот период благотворно развивается художественная культура – нидерландская живопись и формируется новая музыкально-творческая школа.
Именно здесь сложилась нидерландская полифоническая школа – одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Для развития искусства XV столетия важное значение имело общение музыкантов из разных стран, взаимное влияние творческих школ. Нидерландская школа вобрала в себя традиции Италии, Франции и Англии.
Основой музыкальной культуры, как и во всех европейских странах, явилась народная музыка. Здесь бытовали любовные, застольные, песни о радостях и горестях жизни народной. Наряду с одноголосными песнями в нидерландском быту все шире распространялись и многоголосные песни. На этой богатой основе в XV — XVI веках развивалась так называемая школа полифонистов, знаменующая классический период развития европейской полифонии.
Полифония нидерландской школы сформировалась в борьбе с церковной реакцией, отстаивавшей устаревшие догмы старого культового одноголосия в противовес новым демократическим тенденциям в музыке. Не смотря на то что в творчестве нидерландских мастеров церковная музыка занимала большое место, много внимания уделяется и светским многоголосным песням, в которых нашёл отражение богатый мир идей и чувств, характерный для эпохи Возрождения.
Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. «полис» — «многочисленный» и «фоне» — «звук», «голос»). При таком виде многоголосия все голоса в произведении равноправны. Многоголосие не просто усложняло произведение, но позволяло автору выразить личное понимание текста, придавало музыке большую эмоциональность. Полифоническое сочинение создавалось по строгим и сложным правилам, требовало от композитора глубоких знаний и виртуозного мастерства.
Выдающийся представитель нидерландской школы: Гийом Дюфаи франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерландской школы. Заложил основы полифонической традиции в нидерландской музыке. Мастер духовных трёх-четырёх голосных месс и мотетов, а также светских трёх — четырёх голосные французские шансон, итальянских песен, баллад, рондо, жанров связанных с народным многоголосием и гуманистической культурой Возрождения. Искусство Дюфаи, впитавшее достижения европейского музыкального искусства, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской полифонической музыки. Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию.
Месса — многочастотное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) или хора a capрella на латинский текст католической литургии (мессы). Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы и к XIV веку сложилось циклическое строение мессы. Основные разделы соответствуют первым словам текста:
1. Kyrie eleison — Господи помилуй
2. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
3. Credo in unum Deum — Верую в единого Бога (в православной церкви называется символ веры)
4. Sanctus Dominus Deus Sabaoth — Свят Господь Бг Саваоф и Benedictus — Благословен
5. Agnus Dei — Агнец Божий
Нередко, создавая мессу, Дюфаи брал хорошо известную мелодию, к которой добавлял собственную. Подобные заимствования для эпохи Возрождения, считалось очень важным для того чтобы в основе мессы лежала знакомая мелодия, которую молящиеся могли легко узнать даже в полифоническом произведении. Кроме церковной музыки Дюфаи сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику.
МОТЕТ (от французского motet — слово) — жанр вокально многоголосной музыки. Первоначально появился во Франции в XII — веке, в мотете соединялось несколько, чаще всего три самостоятельные мелодии с разными текстами: в нижнем голосе (тенор) — церковное песнопение на латинский текст, в среднем (мотет) и верхнем (триплум) — любовные или шуточные песни на разговорном французском языке.
Католическая церковь боролась против таких «вульгарных мотетов», противопоставив им с XV века многоголосные песнопения на единый латинский текст. Мотеты писались для хора a caрpella, а с конца XVI века и с сопровождением, состояли из нескольких (2, 3 и более разделов) в полифоничеcком, нередко и в аккордовом складе. В XVII веке возникли мотеты для солистов-певцов с инструментальным сопровождением.
Представителем нидерландской полифонической школы второй половины XV в. был Жоскен Депре. Композитор создавал не только церковные произведения, но и светские. В церковную музыку Депре привносил черты светских произведений: свежая, живая интонация нарушала строгую отрешённость и вызывала ощущение радости и полноты бытия. Однако чувство меры композитору никогда не изменяло. Полифоническая техника Депре не отличается изощрённостью. Его произведения элегантно просты, но в них чувствуется мощный интеллект автора. В этом и заключается секрет популярности его творений.
Младшими современниками Гийома Дюфаи были Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт. Для произведений Окегема характерны строгость, сосредоточенность, длительное развёртывание плавных мелодических линий. Большое внимание он уделял полифонической технике, стремился, чтобы все части мессы воспринимались как единое целое. Творческий почерк композитора угадывается и в его песнях — они почти лишены светской лёгкости, по характеру более напоминают мотеты, а иногда и фрагменты месс.
Якоб Обрехт внёс немало нового в полифоническую традицию. Его музыка полна контрастов, смела, даже когда композитор обращается к традиционным церковным жанрам. В его музыке присутствует определённость мелодики вплоть до рельефного тематизма, чёткость общей структуры. Творчество Обрехта было более жизненным, реалистичным, нежели Окегема этим и были обусловлены особенности музыкального языка: определённость ритма, структуры, интерес к звукокрасочности. Многие эти черты были свойственны для народного творчества, поэтому Обрехт не случайно широко использует народную мелодику, применяет распространённое в народном многоголосии параллельное движение голосов. Отсюда более реалистический характер его творчества.
Завершает историю нидерландской музыки Возрождения творчество Орландо Лассо. Будучи личностью неординарной, О.Лассо стремился преодолеть отвлечённый характер церковной музыки, придать ей индивидуальность. С этой целью композитор иногда использовал жанрово-бытовые мотивы (темы народных песен, танцев), таким образом сближая церковную и светскую традиции. Сложность полифонической техники сочеталась у Лассо с большой эмоциональностью. Ему особенно удавались мадригалы, в текстах которых раскрывалось душевное состояние действующих лиц, например «Слёзы святого Петра» на стихи итальянского поэта Луиджи Транзилло.
Своеобразие стиля Орландо Лассо – это типично нидерландская «жанровость» в изобретении бытовых ситуаций, грубоватый, добродушный юмор, меткая сатира – эти черты отражены в таких светских жанрах как французская «шансон», немецкая многоголосная песня, итальянская виланелла.