В настоящее время практикуется система обучения дирижированию, при которой предварительная подготовка в классе проходит при участии пианистов-концертмейстеров, заменяющих будущий хор. К сожалению, отсутствие конкретного исполнительского результата во время дирижирования увеличивает сложность обучения, что определяет поиск путей, методов и форм ведения урока, которые создали бы условия, близкие к репетиционной обстановке в хоровых коллективах.
Жаль, что в сегодняшней системе обучения дирижированию развитие навыков умения репетировать не стало предметом учебного плана. Однако такой необходимый дирижеру навык не разовьется сам по себе. Для этого нет ни соответствующих условий, ни достаточного времени. Навыки репетирования необходимо осваивать столь же систематично, как и навыки дирижирования. И делать это нужно в классе по специальности, дирижируя пианистом-концертмейстером, который должен чувствовать в стоящем за пультом студенте требовательного, уверенного в своих намерениях, волевого, но в то же время тактичного и вежливого руководителя. Усилия, направленные на развитие навыков репетирования, окажут благотворное влияние на исполнительские качества дирижера и на развитие мануальных средств управления исполнением.
Методика проведения занятий по дирижированию предусматривает овладение приемами дирижерской техники, но, к сожалению, не развивает умения работать с хоровым коллективом и в некоторой степени даже препятствует развитию педагогических навыков, не воспитывает слуховое внимание, без которого немыслима не только репетиционная работа дирижера, но и активное руководство исполнением.
Итак, прежде чем приступить к репетиционной работе, дирижер должен осознать методологию репетиционного процесса, детально изучить партитуру (важно знать вокальную технологию) и научиться работать с пианистом-концертмейстером в классе по специальности. Весь процесс работы в дирижерском классе с самого начала должен проходить так, как если бы это происходило в исполнительском коллективе: манера держаться за пультом; умение останавливать концертмейстера и устранять погрешности; быть требовательным, уверенным в своих намерениях, волевым, тактичным, вежливым; умение слушать музыкальную ткань произведения, вслушиваться во все особенности исполнения.
Методы, направленные на формирование практических навыков и умений работы с хором, связаны с созданием в классе дирижирования условий, приближенных к условиям практической репетиционной работы с хором, (выработка навыков внутреннего слышания и контролирования звучания будущего хора). Для формирования таких навыков эффективен метод аналогий c работой хорового класса. Различные ассоциации, сопоставления развивают творческое воображение, необходимое для хорового исполнения произведения. Слушая фортепианное исполнение, студенты учатся представлять хоровое звучание. Этой цели служат следующие методы и приемы развития навыков репетирования:
– дирижирование произведений, звучащих в хоpовом коллективе;
– прослушивание хоровых сочинений в записи;
– тренировка в употреблении выражений, вызывающих пространственные ассоциации («выпуклость», «рельефность» голосов);
–тренировка в обращении не к концертмейстеру в классе дирижирования, a к определенной хоровой партии или ко всему хору;
–создание специальных ситуаций («программирование неточностей») исполнения партитуры концертмейстером, способствующих развитию остроты слуховой реакции.
Подобные методы и приемы дают возможность педагогу специально тренировать ученика, детально и всесторонне анализируя его работу, формируя представление o хоровом исполнении произведения, репетиционной работе, развивая навык самостоятельного дирижерского мышления.
Дирижируя в классе, учащийся должен научиться слышать всю музыкальную ткань, вслушиваться во все особенности исполнения (не допускать небрежности), развивать слуховое внимание: корректорское и исполнительское.
Для репетиционной работы характерны постоянно меняющиеся внешние условия как исполнительские, так и психологические – необходимо развивать навык контролирования. Студенту нужны знания конкретных приемов, умение ориентироваться в исполнительской ситуации, чутко реагировать на все происходящие в ней изменения, быстро принимать решения.
Например, можно использовать следующие приемы:
- Педагог задает дирижирующему тот или иной вопрос, воспользовавшись для этого вынужденным перерывом в связи с какой-либо погрешностью исполнения, либо специально останавливает пианистов и задает обучающемуся вопрос, с тем, чтобы проверить, насколько внимательно он слушает исполнение.
- Дирижирующему предлагается в течение определенного времени вести себя как на репетиции – останавливать пианистов по своему усмотрению, добиваться улучшения исполнения путем применения более точного и выразительного жеста, с помощью словесных объяснений и т.д. Этот метод ценен тем, что создавая подобие репетиционной обстановки, позволяет студенту учиться работе с исполнителями.
- Педагог просит исполнить голосом (выразительно) любую партию хорового произведения, затем заостряет внимание на том, чтобы студент сам попытался проанализировать неточность своего исполнения, и только после этого методически правильно уточняет недочеты исполнения.
- Всякую неточность исполнения как технического, так и выразительного характера дирижер должен пытаться исправить прежде всего при помощи выразительных средств дирижирования (объяснив природу неточностей). Следует учитывать, что ошибки исполнения в подавляющем большинстве происходят по вине самого дирижера, вследствие неточности выполнения приема или бледности и невыразительности дирижирования. Педагог должен предоставить ученику возможность повторять эти попытки до тех пор, пока не будет найден наиболее приемлемый способ исправления неточности. Лишь в том случае, если ни один из мануальных приемов ученика не достигнет цели, ему предлагается объяснить исполнителям их ошибку, после чего педагог должен проанализировать действия ученика, указать на причину возникновения недочета, по возможности проиллюстрировать это в жесте.
Итак, занятия по освоению навыков репетирования в классе предусматривают:
- Активное и целенаправленное развитие исполнительского слухового внимания.
- Анализ и контроль за происходящим в процессе исполнения.
- Пояснение исполнительских намерений жестом или словом, что оказывает огромное влияние и на развитие мануальной техники обучающегося.
- Необходимость слушать, подмечать, объяснять – процессы, активизирующие отношение дирижера к процессу исполнения.
Безусловно техника репетирования совершенствуется в результате постоянного общения с исполнителями. Условия же занятий в классе допускают возможность широко пользоваться различными методами развития навыков репетирования: развивают знания и способности; последовательно и планомерно воспитывают педагогические навыки ученика; помогают избавиться от волнения и стеснения; позволяют ставить задачи методического порядка.