Для успешного овладения соответствующими приемами техники дирижирования необходимо иметь хорошо натренированные руки, легко выполняющие всевозможные движения. Качество это не может быть развито только в практике дирижирования произведениями, когда внимание направлено на выполнение художественно-исполнительских задач. Поэтому на начальной стадии обучения нужно выполнять специальные упражнения для развития рук, освобождения мышц от напряжения, устранения двигательных дефектов. Также вырабатывать основную дирижерскую позицию – правильную постановку ног, корпуса, рук и др.
При изучении вспомогательных упражнений необходимо придерживаться следующих правил:
1) точно знать, какая цель поставлена в данном упражнении: для развития исполнительской техники дирижера либо общегимнастическая;
2) не пытаться получить желаемый результат путем бесконечного повторения движения, а проделывать упражнение как одиночный прием с анализом недочетов и точной подготовкой к нему. Одним из важнейших моментов этой подготовки является наиболее точное внутреннее мышечно-слуховое представление данного движения или приема;
3) при выполнении упражнения ориентироваться не столько на зрительное восприятие, сколько на мышечно-слуховое ощущение. Этот путь – для начинающего трудный, требующий очень точного и цепкого внимания и воображения, но единственно эффективный.
Упражнения делятся на две категории.
Первая категория – общегимнастические упражнения с элементами дирижерской техники. К ним относятся упражнения на освобождение мышц и суставов, поднимание, опускание и перенос руки, развитие кистевых движений, смена позиций, планов и диапазонов.
Вторая категория упражнений непосредственно связана с дирижерской техникой. Это – упражнения на выработку приема вступления, построение дирижерской сетки и на координацию движений рук.
Упражнения, указанные для правой руки, следует выполнять и левой.
Первейшее условие дирижирования – мышечная свобода движений, отсутствие излишнего напряжения в руках и плечевом поясе. Только свободные, ненапряженные руки, позволяют дирижеру передавать исполнителям свои художественные намерения. Устранению напряжения в мышцах должно быть уделено особое внимание.
Приступая к занятиям, дирижер должен позаботиться о том, чтобы привести корпус и руки в свободное состояние. Это и является своего рода первым упражнением. Оно заключается в следующем: приподняв плечи, отведите их (разверните) назад и свободно (как бы бросив) опустите; упражнение повторите несколько раз. Оно устраняет напряженность мышц плечевого пояса и корпуса, позволяет принять подтянутое, а вместе с тем свободное положение.
Свободное положение руки достигается следующим образом: рука медленно поднимается от плеча перед собой (при свободно опущенной кисти), на мгновение задерживается, после чего, не сдерживаемая расслабленными мышцами, свободно падает. После падения рука по инерции совершит несколько движений вперед и назад; для того чтобы их не стеснять, можно слегка наклонить корпус в сторону. Упражнение делается обеими руками поочередно. В дальнейшем рекомендуется время от времени проверять состояние мышц и устранять возникающие зажимы. Эта мера особенно необходима в начале обучения, пока учащийся не овладеет в достаточной степени двигательными приемами. Перед началом каждого упражнения рука должна занять естественное и соответствующее задачам выработки дирижерских навыков исходное положение. Таковым целесообразно считать точку «раза» – первой доли, как наиважнейшей и в то же время одинаковой для всех рисунков тактирования.
Воспитание чувства опоры, точки, рефлекса. Наиболее трудно выработать чувство опоры. Дирижерская опора основывается на своеобразном физическом ощущении движения как степени «сопротивления» мышц. С физиологической точки зрения опора возникает при определенном взаимодействии групп мышц, когда одни из них имеют активную силу, т.е. сокращаются и тянут руку в каком-либо направлении, а другие оказывают им сопротивление. Выработка опоры движения и есть умение владеть своими мышцами, напрягать и расслаблять их по мере необходимости. Вначале полезны резкие чередования напряжения и расслабления, чтобы лучше – в силу контраста – ощутить то и другое. Позднее можно более тонко разнообразить ощущение усилия и освобождения, доведя этот навык до еле заметных переходов из одного состояния в другое. Однако в начале обучения лучше дирижировать совершенно свободной рукой, изменяя только амплитуду движений без изменения мышечного тонуса.
Главное же заключается в том, чтобы научить ученика произвольно сменять напряжение на расслабление, вести руку то с ощущением звуковой насыщенности, плотности жеста, то мягким и свободным движением. Научить чередовать «опорное и безопорное» движение в разных комбинациях. Для этого следует при выполнении четырехдольной дирижерской схемы показывать, например, первую долю опорной, вторую – безопорной, третью вновь опорной и т.д.
Понятие опоры тесно связано с понятием точки удара. Ощущение это возникает в пальцах и сходно с прикосновением к предмету. Точка – это «перелом» движения на противоположное, это удар и отражение. Точка так же тесно связана, как причина со следствием, с последующим моментом – рефлексом (термин Н. А. Малько), отражающим движением. Более острый характер точки требует и более острого отскока; менее острый – более плавного движения руки.
Дирижерский взмах бифункционален: в одном случае он активен, в другом пассивен (отражателен). Взмах дирижера перед ударом, жест предварения, предупреждения получил название ауфтакта, после удара – рефлекса, отражения, отдачи, отскока.