Мадригал А. Габриели «О beltà rara, о santi» был написан в 1566 году для пятиголосного хора (С, А, Т1, Т2, Б), автор литературного текста неизвестен . Перевод стихотворного текста В. Быкова:
О чудо красоты, о неземные
Изящные манеры, свет несравненных глаз,
Надеждой робкой полных!
Как быстро позабыли вы меня!
Но лучше умереть мне, ветреность кляня,
Чем добиваться встречи с вами снова,
До той поры, покуда эти слезы
Не высохнут с ресниц прекрасных глаз.
Содержание стихов «О beltà rara» типично для мадригала воспевающего идеальный образ в соединении с аффектом страдания: «О чудо красоты, о неземные изящные манеры, свет несравненных глаз!» «Но лучше умереть мне…». Стиховая структура довольно свободна — есть нерифмованные и несимметричные строки. Схема строчной музыкальной формы мадригала такова:
Строки рифмы | a — b -b-c-c | D-d | e — (e) | В скобках повторение строки |
Музыкальные разделы | a-b-b-c-d | e-f | g-g | |
Количество тактов | 7-3-5-3-5 | 5-4 | 7-7 | |
R-R | R — ритурнель |
Мадригал являет собой пример сквозной формы с заключительным ритурнелем . Тип музыкальной композиции — строчный: на каждую строку стиха сочиняется отдельное soggetto , ведя к сквозной форме. Но, благодаря повторению последней строки, текста создается повторяющийся ритурнель в конце (R, R). В конце каждой из 7 (8) стиховых строк делается гармонический каданс, хотя ритмические остановки выдерживаются лишь после 3-й, 4-й, 7-й, 8-й строк. Поскольку в полифоническом многоголосии словесный текст повторяется в разных голосах, каданс приурочивается к концу последнего проведения каждой стихотворной строки — и это типично для мадригалов Возрождения.
По характеру музыка мадригала «О beltà rara» лирическая, мягкая, полётная, отличается сдержанностью и отсутствием резких контрастов. В ней преобладает сосредоточенность, отсутствие резких поворотов движения, так же в музыке отсутствуют ярко выраженные нарастания, кульминации и спады.
В мелодии отсутствуют скачки, лишь единожды (грань 6 — 7 тактов) в мелодии появляется квартовая интонация, которая вносит в музыку заряд энергии, силы и активности. Остальное мелодическое движение построено на чередовании секундовых восходящих и нисходящих интонаций. Тип мелодического движения – плавный, ассоциируется с вокальной природой, отличается певучестью и лиризмом.
В метроритмическом плане мадригал достаточно свободен и разнообразен. Для него характерно уравновешенное количество сильных и слабых долей. Отличительная особенность мадригала в том, что он написан в размере ala breve – это особенность ритмической организации музыки строгого стиля. Поскольку слоги текста при пении не совпадают в разных голосах, то в музыке создаётся впечатление метрической сглаженности. Мелодии в разных голосах складываются из фраз неравной длины, что вместе с разновременностью вступлений и каденций стимулирует автономию голосов.
Лад мадригала — фригийский (e), с кадансами строк, опирающимися только на I (устойчивую ступень) и IV (неустойчивую) — показательные для этого лада (7, 15, 18, 23, 28, 32, 39, 46 такты). На аффектные слова приходятся музыкально-риторические фигуры: «О beltà rara» — используется хроматизм, «béate», «di dolcezze» — хроматический звук b, «volli», «sempre» — колоратурные распевы шестнадцатыми длительностями и др.
Фактура преобладающая в мадригале «О beltà rara» полифоническая, в которой сочетаются все три её разновидности: имитационная, подголосочная, контрастная. Элементы имитационной полифонии очень ярко прослеживаются (с 1 — 4 такты), где повторяется тема, близкая начальной в интонационном и ритмическом плане. В дальнейшем проявляются элементы контрастной полифонии в сочетании с имитацией: например в 5 такте явно очевидно сочетание двух видов полифонии, где у альта и второго тенора используется имитационный тип изложения темы, а в остальных голосах ярко видна контрастная полифония. Басовый голос в основном выполняет функцию основы – фундамента. Все остальные голоса равнозначны в своём использовании так как в полифонии каждый голос самостоятелен.
Хотелось бы отметить, что для мадригалов А. Габриэли характерно использование хроматики, которая значительно обновила интонационную сферу и повлияла на мелодическую и гармоническую сторону музыки. Именно в мадригальном творчестве Габриэли сложилась новая гармоническая система модулирования и связи далёких ладовых центров, которые в значительной мере расширяли сферу выразительных возможностей музыки. В целом, мадригалы Габриэли отличала композиционная ясность и стройность; немалую роль при этом играло и живописно-звуковое начало, которое вносило в музыку особое обаяние и колорит, тем самым выделял мадригал среди других песенных форм.