Концертное исполнение – это самый ответственный момент в работе над произведение. В концертном выступлении как бы «спрессован» многомесячный труд исполнителей и дирижера, подытожены все их творческие достижения. Для дирижера, как и для любого исполнителя всегда на главном месте должно быть сознательное слышание исполняемого произведения – как бы со стороны.
Концертная программа — это своеобразное «послание» от исполнителей к публике. Оно всегда должно быть содержательным, понятным, внутренне логичным. На концерт выносится результат репетиционной работы. Концертное вдохновение по своей природе не отличается от репетиционного,но оно глубже, шире, возвышеннее.
Концертные программы можно классифицировать внешне по их предназначению для определенной аудитории, принципу выбора произведений и т. д. Итак, концертные программы бывают: академические; конкурсные; фестивальные; тематические; учебные; экспериментальные; для профессиональных хоров; для любительских хоров; калейдоскопические; дивертисментные; романтические; лирические; драматические; духовные; старинной музыки; современной музыки; развлекательные; серьезные; праздничные; просветительские; массовые; благотворительные; экспромты; сюрпризы; детские; юношеские.
Специфика концертного выступления: дирижер берет на себя ответственность за интерпретацию музыки. Слушатели ждут творческого переосмысления, новой трактовки.
Велико значение внешнего облика дирижера: взгляд, осанка, манера общения с окружающими. Дирижер должен быть воодушевлен, но собран и обязательно спокоен. Главное – это максимально сосредоточиться на музыке. Единственное средство общения на концерте – дирижирование.
Велика роль дирижерской техники. Музыка определяет выразительность жеста. Жест конкретизирует сущность музыки, помогает раскрыть ее смысл. Совокупность мимики, жеста (жест – ощущения высоты, глубины, широты, приближения, удаления и т.д.).
Выделим следующие аспекты в дирижировании при общении с хором:
Темп и жест — постепенное, длительное ускорение темпа лучше всего выразить при помощи небольшого и незаметного ускорения движения отдачи;
Динамика — сила зависит от энергии, мышечного напряжения. Один из простейших способов отображения в жесте силы – большая или меньшая величина удара, которая зависит в свою очередь от величины и энергии размаха. Громкость в дирижировании передается при помощи увеличения или уменьшения вертикали тактирования и замаха к доле.
Тембр — в его основе лежит взаимозависимость между представлениями о свете и темноте и представлениями пространственными: то, что вверх, мы воспринимаем как более светлое, то что внизу, — как более темное. Перемена тембра во многом зависит от формы рта. Поэтому дирижер с помощью кисти и пальцев может показывать поющим различные его положения.
Фактура — большое влияние на характер жеста оказывает тип фактуры. Плотная, насыщенная, тяжеловесная фактура отображается соответственно тяжелым, массивным жестом с использованием предплечья и плеча, а прозрачная, разреженная – легким кистевым движением.
Артикуляция — характер музыки в большой степени зависит от того, как она исполняется: связно, певуче или сухо. Эти артикуляционные моменты воплощаются в хоровом исполнительстве с помощью использования различных по степени слитности и расчлененности штрихов.
Фразировка — одной из проблем дирижирования является отражение в жесте непрерывности музыкального развития, связи между звуками. Единственно верный путь в работе над выразительностью жеста заключается в глубоком постижении стиля и характера произведения, в отборе и отшлифовке тех дирижерских средств, которые соответствуют музыке, исполнительским задачам и индивидуальным особенностям дирижера.