Инструментом реализации творческих замыслов дирижера является язык жестов. С его помощью руководитель управляет всеми исполнительскими действиями музыкального коллектива. Как самостоятельный фактор жесты возникли в процессе исторического развития трудовой деятельности человека. С разделением труда появилась необходимость в привлечении других людей для кооперации совместных усилий. Это явилось причиной возникновения новой формы движений, лишенных обычных физических усилий, сохраняющих за собой лишь функции воздействия и речевого общения.
Аналогичные истоки лежат и в основе генезиса дирижерских жестов. Они также представляют собой прямое следствие преобразования звуко-извлекающих инструментальных действий в особый язык движений, необходимых руководителю исполнения для управления и регулирования процесса реализации своих творческих представлений, для общения с музыкальным коллективом.
«Мимике и жестикуляции не учатся так, как правильному произнесению слов», – подчеркивает известный американский психолог Т. Шибутани. Это скорее интуитивный процесс, выражающий индивидуальность психики каждого человека. Жест, по его словам, обозначает любое движение, «которое служит показателем внутреннего переживания человека». Он особо отмечает, что «экспрессивные движения большей частью непроизвольны и всегда сопровождают сознательно осуществленные действия». Именно они, обладая наибольшим творческо-информативным содержанием, и раскрывают исполнителям смысловой подтекст трактовки произведения дирижером. Рельефное отражение музыкальных представлений внешней двигательной сферой дирижера происходит только при исполнительском переживании всего многообразия деталей и факторов, составляющих содержание авторской партитуры. Главным становится смысловое содержание движений-действий дирижера, выражающееся в их непосредственной направленности на решение определенных художественных задач.