По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что «раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка» .
У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н., Леонтьев доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.
Распространенным является определение: способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает В.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться .
Различают общие (умственные способности — развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае — музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
- Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
- Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
- Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний — это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности — творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей — это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Первым этнографом — собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-1900г. г).
Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни», а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях», куда вошло 267 песен и 18 игр.
Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например — “Сибирская живая старина», “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт» и другие.