Процесс дыхания состоит из трёх непрерывно следующих друг за другом этапов или фаз: вдоха, задержки дыхания и выдоха. Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать сознательно, что очень важно для обучения. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.
Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос.
Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией, или установкой следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.
Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т. е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох. Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны.
Для певческого выдоха характерно особое взаимодействие мышц-вдыхателей и выдыхатслей. При обычном дыхании работа вдыхателей ограничивается фазой вдоха. При фонационном дыхании сокращение вдыхателей сохраняется и во время выдоха, постепенно уступая напору выдыхателей. В вокальной педагогике для осуществления сокращения вдыхателей в фазе выдоха имеется методический прием —сохранение вдыхательной установки, или состояния вдоха, на все время пения. Иными словами, опора дыхания — это умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха. Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание.
Самым удобным для обучения считается грудо-брюшное дыхание. Плечи не должны подниматься!!! В первую очередь необходимо обратить внимание на работу мышц дыхательного аппарата. Если они вялые или вообще не отвечают поставленным задачам (у детей), нужно применять беззвуковые упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру. Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями. Суть каждого упражнения должна быть понятна певцам. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются, как физическая зарядка перед пением. Они придают мышцам упругость и выносливость, а также помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на формирование звука. В работе с детьми желательно использовать игровой момент и контроль руками в области брюшного пресса и нижних ребер. Нельзя переусердствовать, так как может быть головокружение.