Каждый возраст имеет свой певческий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать. Практикой установлено, что наиболее типичный диапазон детей 7—9 лет — до1, ре1—ре2; подростков: альтов — ля, си малой октавы— ре2, до2, сопрано — до1, ре1—фа2, соль2; юношей — ре, до малой — си малой октавы, до1.
Знание особенностей возрастного диапазона по-может руководителю хора правильно распределять учащихся по партиям. Обращая внимание на звучность голосов, его индивидуальные качества, учитель создает тем самым благоприятные условия для естественного развития тембровых качеств каждого голоса. В начальных классах при двухголосном пении поющие делятся на первые и вторые голоса условно и могут легко меняться партиями. В средних же и старших классах, внимательно следя за индивидуальным качеством голоса, руководитель хора поручает альтовую партию тем учащимся, у которых естественно звучат низкие ноты. В сопрановой партии могут петь школьники, у которых свободно звучат ми2 и фа2. Звуки, находящиеся на границе среднего и верхнего регистров, называются «переходными». Если они устойчивы, свободны, то переход из регистра в регистр произойдет плавно, голос будет звучать ровно на всем постепенно развивающемся диапазоне. На этом основано сглаживание регистров. Различают три тесситурных регистра: нижний ( до1 — соль1), средний (ля1- ми2) и высокий(ми2- ля2).
Лучшие качества сопрано I проявляются обычно в среднем регистре. Сопрано II имеет более матовое звучание в верхней части диапазона, середина звучит сочнее и плотнее. Альт I характеризуется насыщенным, плотным звучанием. В верхней части диапазона, особенно у мальчиков, часто наблюдается появление «металлического призвука». Альт II отличается более мягким, бархатистым звучанием. В этой партии обычно поют мальчики, у которых начинается мутация.
Певческий голос должен звучать ровно на всем диапазоне. Средством плавного, не резкого перехода от грудного регистра к головному резонированию служит выработка микстового (смешанного) звучания. Успех работы в этом направлении обеспечивает воспитание голоса с примарных звуков, то есть с той части диапазона, которая звучит наиболее естественно, свободно, удобно. Примарное звучание определяется индивидуальными особенностями устройства голосового аппарата. Обычно примарные звуки находятся в середине диапазона певца. Начиная развивать голос с примарных звуков, мы постепенно расширяем диапазон учащегося вверх и вниз. При этом поющий, не прибегая к лишним усилиям и напряжению, переносит на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Работа эта ведется очень осторожно и постепенно. Преимущество такого подхода к развитию певческого голоса, его истинная вокальность заключается прежде всего в том, что мы не форсируем, не напрягаем голос, а исходим из того, что характерно, удобно и естественно для голоса, распространяя это свободное звучание на другие отрезки диапазона.
Такой метод расширения диапазона определяют как метод концентрического развития голоса. Его основоположником был М. И. Глинка. «По моей методе, — писал он, — надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущиеся), ибо, усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные его звуки» .