Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или спо­собом взятия звука. Атака звука определяется различными вари­антами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

Твердая атака.  Голосовые  складки  плотно  смыкаются  до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,так называемую  «каркающую»,  с сильным  жестким  призвуком, возникащим  от судорожного  пересмыкания,  резкого  захлопыва­ния голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с  началом   выдоха.   Выдох   незначительно   опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом нача­ла звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голо­совых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыка­нии    голосовых    мышц    она    может    приближаться   к   твердой
атаке.

Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок зна­чительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку  предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голо­совых складок в этом случае имеет наименьшую степень и проис­ходит утечка воздуха.