Термин «ансамбль» в хоровом искусстве применяется с начала ХХ вв. Впервые ввёл его П.Г.Чесноков. Под этим словом он понимал слитность и уравновешенность хора. Чесноков говорил, что для достижения ансамбля необходимы следующие моменты:
- Одинаковое количество голосов каждой партии.
- Однотембровость голосов каждой партии.
- Уравновешенность партий.
- Художественная воля, талант и вдохновение.
- Художественная зрелость хора.
В хоровом жанре искусство ансамбля требует от певца умения находить правильное соотношение по интонации, силе, тембру, метроритму, агогике, дикции, речевой и музыкальной артикуляции с другими исполнителями своей партии; умения слышать свою партию и находить «своё место» в звучности хора в целом.
«Частный ансамбль» (ансамбль партии) — слитность голосов по тембру и силе, единство восприятия певцами данной хоровой партии средствами вокально-исполнительской выразительности.
Слитности голосов по тембру и силе следует достигать, вырабатывая единую певческую манеру, единые вокальные приёмы и навыки.
Общий (ансамбль всего хора) — возникает на основе органического соединение частных ансамблей в единое целое. Если частный ансамбль предусматривает слитность голосов в унисонном звучании, то в общем ансамбле, возможны разнообразные варианты соотношения силы звука, тембровых красок, характера произношения текста.
Естественный ансамбль – партии находятся в равных тесситурных условиях.
Искусственный ансамбль – одна из партий находится в равных тесситурных условиях.