В пении гортань необученного певца совершает размах больше, чем у обученного: при высоких звуках она поднимается, при более низких – опускается. С точки зрения физиологии пения считается правильным, если в процессе фонации гортань находится в состоянии относительного покоя. Уровень её расположения при пении у каждого певца свой и связан с типом голоса. Певческое положение гортани отличается от её положения при покое и речи. В результате различных положений гортани меняются размеры надставной трубки (ротоглоточного канала). Если гортань находится внизу, то увеличивается размер надставной трубки; если же гортань начинает движение вверх, то надставная трубка уменьшается.
Как правило, чем ниже голос (бас), тем ниже положение гортани при пении – тем длиннее надставная трубка. Чем выше голос, тем выше положение гортани – тем короче надставная трубка. В работе над достижением свободного звукообразования надо добиваться, чтобы гортань занимала наиболее удобное положение и была устойчива.
Если гортань имеет неестественное, низкое положение, то звук будет тусклым, глухим, глубоким, и наоборот, если гортань занимает высокое положение, то звук будет резким, крикливым. Положительно влияют на различную установку гортани гласные: и, э, а, о, у. Когда исполнитель поёт гласную «И», то гортань у него занимает самое высокое положение, а если «У» — то самое низкое. Гласная «А» является нейтрально, «Э» по отношению к «И» находится ниже. «О» по отношению к «У» будет расположена выше.
Используя различные согласные, можно изменить положение гортани. О положении гортани следует судить по качеству звучания голоса. Для того, чтобы гортань заняла наиболее удобное положение необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка, естественного зевка и правильного дыхания.