Подготовительную работу дирижера над сочинением можно условно разделить на три этапа.
1 — это создание общего представления о музыке.
2 — постепенное углубление в сущность изучаемого произведения.
3 — окончательное формирование исполнительского замысла индивидуальной трактовки сочинения и плана ее реализации.
При подборе репертуара дирижер должен учитывать:
1.Вокально-техническую сторону.
2.Художественный уровень хора.
3.Возрастные особенности хора (младший, средний, старший, женский хор).
Работа над произведением начинается со знакомства с ним в целом, проигрывание.Воссоздание образа, задуманного автором, зависит от творческого воображения дирижера. Эта способность приходит с опытом. Дальнейшее постижение сочинения связанно с его анализом текста и музыки. Исполнительский анализ хорового произведения должен выявить ответ на следующие главные вопросы:
1.Какую мысль передают авторы (анализ поэтического текста, если таковой имеется, и музыкальных средств)?
2.Какими художественными средствами можно передать содержание в реальном звучании (темп, динамика, агогика, тембр, артикуляционные приемы и др.)?
3.Какими дирижерскими средствами и приемами можно реализовать исполнительский художественный образ?
4.Какие вокальные, ритмические, интонационные, ансамблевые и другие технические трудности могут возникнуть?
Выявить содержание произведения можно из литературного текста.Так же желательно проанализировать структуру текста – разбить его на части, объединенные содержанием, каждую часть на более мелкие фразы, которые называют речевыми тактами. Они разделяются логическими паузами – остановки речи. Так же существует психологическая пауза — способ выделения слова.
Чтобы воплотить замысел композитора, исполнители пользуются приемами, которые можно разделить на две группы:
1) общеисполнительские (темп, агогика, динамические оттенки, фразировка и т.д.);
2) специально-исполнительские, которые свойственны данному виду инструмента.
В хоре это манера звуковедения, тембр, артикуляция, цизура, дыхание, выразительная подача текста, дикция и т.д.Так же не обходимо провести вокально-хоровой анализ партитуры, в нём рассматривают тип, вид и состав хора, фактуру, диапазоны голосов, хоровой строй, ансамбль, дикцию, приёмы звуковедения.
Дирижёр должен провести эту аналитическую работу, с целью постижения замысла композитора и поэта. После того, как все задачи будут решены, дирижер может приступать к разучиванию произведения с хором.