Для выработки штриха legato:
- вертикальное и горизонтальное движение всей рукой (имитация побелки стены);
- круговые движения рукой с увеличением и уменьшением амплитуды;
- круговые движения рукой вперед, от себя;
- волнообразные движения рукой от плеча;
- кругообразные движения кистью (кисть обращена вниз);
- кругообразные движения кистью в разных точках плоскости (по кругу); круговые движения кистью (восьмерка);
- произвольные движения кистью с ощущением звуковедения большим пальцем в паре с мизинцем, затем с безымянным и т.д.
Для выработки штриха non legato:
- бросковые ударные движения кистью (сначала на столе, на ладони другой кисти, на колене);
- ударные движения на воображаемой плоскости, напоминающие игру в мячик;
- кистевые удары в разных точках плоскости (по кругу);
- ударные движения с включением предплечья;
- движения рукой с включением плеча, напоминающие детскую игру «в веревочку со скакалкой).
Для выработки»штриха staccato:
- легкие» ударяющие, острые («клюющие») движения кистью в одну точку (без ассоциаций отскока от горячего предмета);
- ударяющие движения кистью из одной точки в другую (по дуге).
Основными правилами при выполнении упражнений являются:
- периодическая проверка ощущения свободы и естественности дирижерского аппарата;
- привлечение сознания к своим ощущениям, выработка в себе мышечного контролера;
- выполнение упражнений с ясной целью;
- начинать упражнения с больших и плавных движений ( legato цельно-гибкой рукой).
Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика обучение нужно строить в соответствии с этими различиями: тяжелые руки облегчать, легкие утяжелять, короткие выдвигать, длинные убирать и т.п. Выработка наиболее рациональной дирижерской- позы и позиции рук должна опираться на физическую конституцию ученика, принимать во внимание удобство движения.