В силу специфики своего исполнительства дирижер непосредственно не участвует в процессе звуковедения, а лишь побуждает к действию исполнителей. Функциональная зависимость между дирижером и исполнителями определяется, в основном, тремя моментами Дирижер указывает:
- место зарождения звучания (коллектив, группа исполнителей, один или несколько солистов):
- время возникновения звучания;
- содержание звучания (характер музыки, темп, динамика, штрихи и т.д.).
При этом все требования дирижера должны быть совершенно ясны коллективу еще до момента возникновения звучания. Следовательно, весь процесс дирижирования идет как бы с опережением реального звучания на какие-то весьма малые доли времени. Дирижер заранее передаёт коллективу исполнителей свои творческие пожелания, а коллектив, непрерывно следя за’его указаниями, должен все их своевременно выполнять.
С другой стороны, дирижер, как исполнитель, отвечает за каждый момент звучания. Его жест должен отражать текущее звучание, фиксируя каждой момент, совпадая по времени и характеру звучания. Таким образом, дирижерский жест обладает способностью предвосхищать будущее и одновременно фиксировать настоящее. Но, если поставить вопрос, какая из функций дирижерского жеста (фиксация пли предвосхищение) является специфической для дирижирования, то следует выделить функцию предвосхищения. Предвосхищающие движения составляют саму суть дирижирования как процесса управления исполнением. Наиболее ярко демонстрирует функцию предвосхищения жест, который носит название ауфтакт.
АуФтакт (от немецкого (ayf- «над») и латинского (tactus — «прикосновение») — перед прикосновением. Ауфтакт означает нечто, совершающееся до начала звучания. Ауфтакт предвосхищает начало исполнения, так и то, что должно в следующий момент произойти (снятие, вступление, изменение темпа, ритма, динамики, штриха и т.д.). В начале исполнения или после пауз ауфтакт более заметен. В процессе же исполнения он приобретает самые разнообразные проявления, выражающиеся в перемещениях рук в пространстве, в едва заметных выразительных движениях рук, кисти, пальцев, в предваряющем взгляде дирижера, едва уловимых оттенках его мимики. Ауфтакт в дирижировании является как бы непрерывной контактной цепью вспышек — необходимым, незаменимым условием взаимодействия между дирижером и наполнителями, мостом от звукового образа, живущего в воображении дирижера, к реальному звучанию.
Если пренебречь этим центральным моментом дирижерского искусства, если допустить, что дирижирование не опережает реальное ответное звучание коллектива, не вызывает его к жизни-то весь процесс дирижирования теряет всякий смысл и превращается в гимнастику под музыку, ничего общего с процессом дирижирования не имеющую. Техника ауфтакта — опережения, предвосхищения звучания — есть первооснова дирижерской исполнительской техники, залог художественного ансамбля. Владение ауфтактом есть искусство управления исполнением.