В процессе обучения дирижированию учащийся должен овладеть различными дирижерскими приемами хормейстерской работы. Это осуществляется в индивидуальной форме обучения. Методы ведения урока очень разнообразны в зависимости от учебной ситуации. Отдельный урок является звеном общей методической линии. Поэтому, отличаясь друг от друга распределением материала, уроки в то же время должны иметь общую закономерность, содержать несколько разделов:
- всесторонний разбор произведения;
- исполнение партитуры на фортепиано;
- пение голосов, аккордов;
Определение дирижерских задач и дирижирование. Каждый урок представляет собой живой творческий процесс, он не может иметь стандартной формы. Его задачи, построение определяются педагогом. На одном уроке больше времени отводится на разбор произведения, на исполнение его на фортепиано, на пение голосов, на другом — большее внимание уделяется дирижированию. Процесс обучения дирижированию обязательно должен опираться на прочное знание исполняемого произведения. Очень важно, чтобы учащийся мог выразительно и точно сыграть партитуру на фортепиано, разучивание произведения включает в себя и пение голосов партитуры сольфеджируя и с текстом в различных вариантах:
- от начала до конца;
- переходить с одного голоса на другой;
- петь один голос с одновременным исполнением других на фортепиано;
- пение аккордов.
При пении голосов следует обращать внимание на чистоту интонации, а так же на дирижирование с показом дыханий, снятий, характера звуковедения необходимо развивать внутренний слух, чередуя пение вслух и «про себя». При этом учащиеся должны обучаться пользованию камертоном. После того, как произведение выучено и продумано, можно приступать к его письменному анализу по определенному плану. Последним этапом в большой предварительной работе является отработка дирижерских приемов. На основании внутреннего слышания партитуры и прочувствования содержания произведения учащийся будет теперь искать дирижерское претворение замысла композитора.
На первых порах обучения полезно бывает пение вслух одновременно с дири-жированиедТакой способ помогает начинающему дирижеру лучше ощутить цезуры, снятия, дыхания, приучает к выражению в жесте мелодической линии, к передаче фразировки. Однако, злоупотреблять пением во время дирижирования нельзя, т.к. дирижер впоследствии в работе с хором не будет слышать звучания.
Качество обучения зависит от целенаправленности и методичности в работе педагога, от сосредоточенности его внимания на уроке. Большое значение имеет личность педагога, который должен не просто передать ученику запас знаний, но научить логично мыслить, самостоятельно работать, породить уверенность в своих силах. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить наиболее сильные стороны ученика, с помощью которых можно было бы раскрыть творческое начало в ученике. Кроме того, педагог должен прививать своим ученикам организованность, дисциплину, развивать в них волю и т.д., т.е. те качества, которые необходимы дирижеру.