Из всех музыкальных профессий профессия дирижёра является самой сложной и ответственной. Дирижёр совмещает в себе функции актёра и режиссёра, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нём главную роль. К тому же дирижёр является и воспитателем, сплачивающим исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Способностей, необходимых каждому музыканту-исполнителю, для дирижирования недостаточно — они лишь фундамент дирижёрского дарования. Из специфических данных следует отметить в первую очередь наличие высокоразвитого слухового внимания, «дирижёрское видение» музыкального произведения, ощущение образности движения музыкальной ткани, понимание драматургии произведения, быстроту реакции, ярко выраженную коммуникабельность — способность понимать и быть понятым. Дирижёр должен обладать определёнными психофизическими свойствами, чтобы отражать в жесте и мимике содержание музыки и, кроме этого, обладать сильной исполнительской волей. Воля, инициатива, энергия, настойчивость имеют в дирижировании специфически-первостепенное значение.
Дирижёр должен обладать глубокими и многосторонними знаниями различных теоретических предметов, хорошо владеть инструментом (фортепиано), знать основы вокального искусства, иметь развитой слух (интонационный, гармонический, тембровый), хорошую память и внимание. Развитие слуховых навыков требует специальных занятий по сольфеджио, теории и гармонии. Особое значение в воспитании слуха имеет пение «с листа», слуховой анализ, музыкальный диктант. Любые занятия, способствующие совершенствованию слуха, являются основной предпосылкой развития важнейшей для дирижёра способности — внутреннего слуха. Не менее важным для дирижёра является владение всем комплексом теоретических дисциплин. Кроме того, дирижёр должен быть хорошим исполнителем на фортепиано. Для дирижёра владение инструментом определяет всю дальнейшую деятельность, так как в его распоряжении имеются лишь два средства для чтения нотного текста: фортепиано и внутренний слух.
Жизненная необходимость обязывает каждого хормейстера не только владеть своим голосом (даже если голос не обладает силой, широким диапазоном и приятным тембром), но и знать природу певческого голоса, ощущать особую организованность, свойственную певческому усилию, понимать принципы вокального звукоизвлечения. Знание техники вокала даёт возможность вникать в исполнение певцов не только с точки зрения фразировки, характера, но и применения определённых приёмов вокальной техники. Это важно не только потому, что дирижёр должен научить хор петь, но и потому, что это надёжный путь к реальной дирижёрской техники. Постоянным занятием дирижёра в течение всей его деятельности является изучение музыкальной литературы, непрерывный рост и обогащение общей культуры, углубление знаний в области различных видов искусств, эстетики и др. Чем больше художественный и жизненный опыт музыканта, тем ярче и глубже результаты его исполнительского творчества.