Дирижерская специальность — это особый вид музыкального исполнительства. Дирижеру для его деятельности, помимо способностей, общих для всех музыкантов, необходимо иметь специфические дирижерские качества. Среди них нужно выделить высокоразвитое слуховое внимание,«дирижерское видение» музыкального произведения, ощущение образности движения музыкальной ткани, понимание драматургии произведения, а так же организаторские способности, твердая воля, выдержка, терпение опытного педагога.
Дирижирование — одна из ведущих дисциплин дирижерско-хорового образования, тесно связанная с другими предметами музыкально-теоретического цикла. Занятия в классе дирижирования преследуют следующие цели:
- воспитать у студентов подлинный интерес к хоровому искусству;
- развить у каждого учащегося природную музыкальную индивидуальность до наиболее высокого уровня;
- воспитать у студентов хороший художественный вкус;
- подготовить будущих специалистов к самостоятельному квалифицированному руководству любительским хоровым коллективом.
Достижение целей, стоящих перед курсом дирижирования, осуществляется на основе изучения широкого круга хоровых произведений, в процессе работы над которыми студенты приобретают необходимые знания, умения и навыки. Важнейшими из них будут следующие:
- умение грамотно исполнять партитуру на фортепиано, точно и выразительно петь голоса, иметь навыки внутреннего пения и слышания;
- владение техникой дирижирования, свободно пользоваться жестом как средством общения с исполнителями в репетиционной работе и в концертах;
- знание средств художественно-выразительного исполнения (характер звука, темпы, нюансы, фразировка и др.), умение находить нужные из них для данного произведения;
- умение создавать свою исполнительскую трактовку музыкального произведения на основе авторского замысла;
- разбираться в хоровой музыке разных эпох и стилей;
- умение пользоваться камертоном для настройки и коррекции звучания;
- научиться управлять процессом освоения и исполнения музыкального произведения: распевать хоровой коллектив, организовывать репетиционный процесс, рационально выстраивать занятия.
Основной формой занятий являются индивидуальные занятия. На начальном этапе освоения подготовительных упражнений и обучения тактированию метрических схем можно использовать групповые занятия.
В практике обучения дирижированию используется ряд методов:
- объяснительно -иллюстративный в сочетании с репродуктивным (используется на первоначальном этапе формирования дирижерских навыков);
- метод сравнительного анализа (сравнение нескольких образцов показа технического приема);
- словесный метод (обсуждение характера музыки, образные сравнения, анализ недостатков);
- слухо-мышечный метод (основан на постоянной сонастройке двух компонентов: слух и рука);
- метод развития музыкального слуха и слухового внимания;
- метод развития образно —выразительной техники.
Учебный репертуар, отбираемый для работы в классе дирижирования, систематизируется по годам обучения с тем, чтобы был обеспечен непрерывный рост учащегося в его общемузыкальном и вокально-хоровом развитии. Учебную работу рекомендуется строить на основе постепенного усложнения репертуара, а также с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося как дирижера-хормейстера (его характер и темперамент, одаренность и работоспособность, общий уровень музыкально-теоретической и вокально-хоровой подготовки, уровень владения фортепиано и др.). Количество произведений, изучаемых на том или ином курсе, определяется задачей дать учащемуся ту сумму знаний и навыков, которые предусмотрены программой данного курса.