Легкий «зевок». Важнейшим певческим навыком следует считать навык легкого «зевка». Дело в том, что для образования полнозвучных, красивых гласных (а именно на гласных происходит процесс пения, звук тянется), необходимо изменит форму и величину не всей ротовой полости, а лишь самой задней ее части, собственно зева. «Зевок» вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба. Это и есть певческая готовность голосового аппарата. Легкий «зевок» нужно ощутить при вдохе и, зафиксировав это положение глотки, сохранять его на протяжении всего процесса пения. Вокальные педагоги часто сравнивают ощущение «зевка» с физическим состоянием зевоты, когда внутри, в глубине полости рта все как бы распахивается, раскрывается. Именно такое положение голосового аппарата является наиболее благоприятным для свободного, полнозвучного и непринужденного пения.
Высокая позиция звука. Это важнейшее качество интонации является результатом умения певцов пользоваться головным резонатором. Звучание с сильным головным резонированием должно ощущаться как вибрация в верхней части лица, в «маске». Наиболее резонирующими гласными считаются и, е, у, с которых рекомендуется начинать поиск верного звукообразования. Именно эти гласные способствуют выработке единорегистровости звучания всего диапазона голоса. Гласный звук а менее резонативен, и регистровая ломка проявляется больше и чаще всего на гласных а, о. Поэтому для нахождения верного механизма голосообразования лучше употреблять гласные и, е, у (с высокими голосами — чаще и, е, а с низкими — чаще у). Одним из наиболее действенных приемов работы над высокой позицией звука является пение с закрытым ртом. При последующем переходе на пение с открытым ртом, с текстом надо обязательно просить певцов сохранять ощущение «головы».
Единая манера звукообразования. Под единой манерой формирования звука подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округленности гласных. Гласные в пении должны произноситься четко, чисто, по тембру одинаково, с округлением. Задачу округления гласных достигается путём формирования «открытых» гласных а, л, ы, и, э, е по образцу «прикрытых» о, ё, у, ю. Здесь полезно исполнение упражнений на гласные у, ю, ё и слоги ду, ку, лю, лё. Корректировка «открытых» гласных на манер «прикрытых» осуществляется мысленно. Например, поем а, а думаем о\ поем и, думаем ю\ поем е, думаем ё и т. д. Прием округления гласных необходим певцам еще и для того, чтобы преодолеть регистровую перестройку голоса.
Типичные недостатки певческого звукообразования:
- горловое пение;
- глубокое «задавленное» звучание;
- крикливое, форсированное, напряженное пение;
- тусклое, вялое, бестембровое звучание;
- плоский, мелкий, «белый» звук;
- пестрое звучание гласных;
- «гнусавый» звук, носовой призвук.