Знание систем упражнений, вокализов и художественно-педагогического репертуара обязательно для каждого педагога. Для голоса совсем не безразлично, какие задания ему будет предложено выполнять, ибо от них зависят качества, которые будут вырабатываться в голосе. Если, например, предлагать ученику в основном упражнения в быстром движении (быстрые гаммы, пассажи, колоратуры), много работать над з(ассаю, подбирать соответствующие вокализы и произведения, то голос будет развиваться в сторону легкого, близкого звучания, в нем появится гибкость, яркость, подвижность. Он никогда не перегрузится дыханием, не приобретет далекого, тусклого звучания.
Музыка воздействует на голосовой аппарат целостно, и в этом одно из преимуществ воспитания на музыкальном материале. Певец интуитивно приспосабливает свой голосовой аппарат согласно требованиям, которые ставит перед ним конкретное произведение. Музыка подсказывает и характер, и манеру звуковедения.
Наиболее простой вид музыкального материала для начинающего петь — упражнения. Под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить ее выполнение. Упражнение — это основное средство приобретения навыков. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность. Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным.
Постепенность должна соблюдаться во всём:
- в динамике (от средней к крайней)
- в темпах (от умеренного впевания к быстрому)
- в диапазоне (расширять от центра)
- в технике (от простой к сложной)
- от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов
- от пения лёгким звуком — к динамически и темброво насыщенному
В работе могут применяются разнообразные упражнения: на дыхание, на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных), на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),на развитие диапазона, на выравнивание регистров, на нюансы(филировку) на выработку кантилены, беглости и т.д.
Основными принципами подбора вокальных упражнений является:
- индивидуальный подход с учетом музыкальных и вокальных данных, технической и музыкальной подготовки, особенностей голосового аппарата;
- последовательность при подборе упражнений при постепенном усложнении;
- ясно поставленная методическая цель, конкретная направленность упражнения. Методической основой вокальных упражнений являются следующие критерии:
- небольшой диапазон;
- удобная тесситура;
- расположение нот на центре диапазона;
- волнообразная мелодия без широких скачков;
- простой ритм;
- медленный и умеренный темп;
- доступный аккомпанемент, помогающий певцу.
Умело подобранные вокальные упражнения развивают все компоненты вокальной техники.