Расстановка хора – эта определенная система расположения певцов с целью их совместной исполнительской деятельности. В.Г.Соколов отмечает, что «для успешной работы хора немаловажное значение имеет определенная расстановка партий во время репетиций и концертного выступления, привычная как для руководителя, так и для певцов».
Хоровой коллектив располагается с таким расчетом, чтобы по левую руку от дирижера находились высокие голоса, по правую – низкие. В смешанном хоре слева от дирижера размещаются сопрано, за ними тенора; справа – альты, за ними басы.
Среди многих вариантов расположения однородных хоров популярен такой, где каждая партия расположена группой, подобно сектору.На репетициях хор следует располагать так же, как и во время выступления.
Квартетная расстановка хора создает наилучшие условия для слухового самоконтроля певцов, учитывает индивидуальнвые певческие возможности каждого участника коллектива и используется в камерных хорах.
Размещение хорового коллектива на сцене зависит от акустических свойств ревербации. Ревербация – это акустическое свойство помещения благодаря отражательной способности их внутренних поверхностей увеличивать силу и продолжительность звуков (эффект «эхо»).
Располагать хоровой коллектив лучше в виде небольшого полукруга (веерообразно).При исполнении хоровых произведений с сопровождением фортепиано инструмент ставится перед хором по центру или справа (от дирижера).
Практические рекомендации, направленные на обеспечение надлежащих условий слухового самоконтроля певцов:
- не ставить в соседстве сильные и слабые голоса;
- наиболее сильные голоса следует размещать в центре хора, а постепенно к флангам – более слабые;
- певцов с наиболее слабыми голосами лучше всего размещать при смешанных вариантах расстановки в последнем ряду на флангах;
- использовать смешанный вариант широкой расстановки с чередованием родственных и разнородных голосов.