Речь должна быть лаконичной. Дирижер должен уметь выражать свою мысль кратко, сжато, ярко. Все высказывания, творческие пожелания и замечания должны быть сформулированы точно, коротко, в простых, понятных исполнителям словах. Дирижер должен обращаться не только к разуму, но и к чувству исполнителей. Важно использовать образность в словах. Образ, подсказанный дирижером, должен быть широким и обобщенным.
Игра на инструменте. Дирижер должен уметь владеть инструментом для показа произведения (игра одной рукой на фортепиано какого-либо одного голоса или нескольких голосов с одновременным дирижированием другой рукой), точного разучивания по нотам, для поддержки хора и др.
Жест. Выразительность жеста – важнейшее средство передачи намерений дирижера – это умение показывать вступления, снятия, темп, дыхание, характер звуковедения. Вместе с тем на репетициях допускается чрезмерность жеста – репетиционный жест. Характерными чертами репетиционной техники и рабочего жеста, в отличие от «выразительного дирижирования», будут:
– подчеркнуто простой, четкий и ясный «метроритмический» рисунок дирижерской схемы или непродолжительный отказ от дирижерских сеток при фиксации текстовых и вокально-хоровых трудностей при работе над партитурой (выстраивание на фермате звучание какого-либо аккорда, требующего проверки; выравнивание ансамбля; навык рационального включения замедленного темпа в тех случаях, когда нужно преодолеть какие-либо технические, интонационные или ритмические трудности и пр.);
– преувеличение амплитуды движения и активности жеста (для развития активизации дыхания, эмоционального начала певцов и пр.);
– использование приемов хейрономии.
Свободное профессиональное владение репетиционной техникой предполагает, что дирижер на этом этапе может выключать внешние проявления своего эмоционального возбуждения и сосредоточивать основное внимание на высоком рациональном слуховом и зрительном контроле воспроизведения всех фактурных элементов, содержащихся в партитуре.
Голос. В практике репетиции часто приходится осуществлять показ голосом. Спеть фразу нужно чисто, точно, выразительно.
Облик и мимика. Дирижеру следует быть подтянутым, организованным, собранным. Исполнители не должны видеть в нем проявления человеческих слабостей, утомления, раздражительности и пр. Отношение дирижера к исполнителям должно быть корректным, лишенным грубости. Дирижер не имеет права показывать своей досады, встречаясь с непониманием его замечаний. Не следует также нервничать, когда какое-то место в партитуре долго не получается. Нужно соблюдать регламент репетиции: начинать и заканчивать вовремя.