Своеобразной кульминацией в развитии жанра мадригала явилось творческое наследие Клаудио Монтеверди (1567-1643). Творческие поиски композитора были направлены на создание «взволнованного стиля» и увенчались успехом, приведя его к созданию «драматического мадригала», а затем и к созданию оперы.
В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.
Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери — опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. К. Монтеверди начал сочинять рано и уже в начале 1580 года вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат). В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера К. Монтеверди — «Орфей» (либретто А. Стриджио). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. «Орфей» отличается удивительным для раннего произведения богатством средств: экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла.
В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Святого Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. К. Монтеверди писал оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из самых оригинальных произведений этих лет — драматическая сцена «Поединок Танкреда и Клоринды» на текст из поэмы Т.Тассо «Освобожденный Иерусалим», соединившая чтение (партия рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены.
В конце 1630 года наивысшего расцвета достигает оперное творчество К. Монтеверди. Им были написаны оперы: «Возвращение Улисса на родину» — 1640, «Адонис» — 1639, «Свадьба Энея и Лавинии» — 1641. Последняя опера 75-летнего композитора «Коронация Поппеи» стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. Многое в «Коронации Поппеи» наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора В. Шекспира. Ей свойственны открытость и накал страстей, резкие, подлинно «шекспировские» контрасты сцен возвышенных, комедийных и жанрово-бытовых.
Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди. Мадригал Монтеверди стал знаменателен тем, что в нём во всей своей полноте раскрылся ярко драматический талант композитора в передаче внутреннего мира своих героев, в обрисовке их характеров, где каждый, будь это сильная, волевая личность или натура поэтически-тонкая, лирически-чувственная получал индивидуальное художественное решение.
Одним из первых К. Монтеверди обогащает палитру красок мадригала инструментальной музыкой: начиная с пятой книги он вводит инструменты (виолы, чембало и другие). Необычна и их музыкальная форма: в мадригалах последних четырёх книг немало масштабных композиций состоящих из большого количества частей, а также своеобразных синтетических форм, где вокальные и вокально-инструментальные части чередуются с инструментальными эпизодами.
Мадригал «Cor mio» — это пятиголосный мадригал на текст итальянского поэта Гварини . Перевод стихотворного текста Е. Дубравская:
Сердце моё! Когда я на Вас смотрю,
Я будто превращаюсь в Вас:
И, превращённый, затем
В одном единственном вздохе душу испускаю.
О, красота бренная! О, красота животворная!
Так быстро сердце для тебя возрождается
И, для тебя родившись, умирает.
Для поэтической композиции мадригала характерен охват полярных граней бытия: радости и страдания, любви и смерти. В основе его лежат два катерена:
Музыкальные разделы | a-b | b-a | a-a | b-b |
Колличество тактов | 7-11 | 7-11 | 7-7 | 12-7 |
Первый катерен | Второй катерен |
К структурным особенностям этих катеренов относится чередование семисложника и одиннадцатисложника. В первом катерене первые две строки поэтического текста построены на контрасте аккордово-хорального и полифонического склада: при этом семисложник и одиннадцатисложник в музыкальной протяжённости равны пяти тактам.
Первая строка представляет собой использование аккордово-хоральной трёхголосной фактуры, где первое и второе сопрано движутся параллельными терциями – это характерная черта фольклорной и светской танцевальной музыки, с преобладанием крупных длительностей. В пятом такте половинная каденция звучит в эолийском ладу с гармонической доминантой.
Вторая строка одиннадцатисложный стих – это имитационная полифония с вкраплениями хорально-аккордовых последований. Здесь используется более дробная ритмика: восьмые и четверти. Десятый такт – автентическая каденция в H-dur что свидетельствует о модуляции в доминантовую тональность. Третий стих – компактный четырёхголосный аккордовый склад. Четвёртый стих повторяется трижды и разбивается на два более мелких построения, которые переходят от трёхголосия к четырёхголосию и завершается двухголосием (13-23 такты).
Объединению двух проведений одной и той же темы способствует соответствующий тональный план: первое проведение начинается с тоники (e-moll) и завершается доминантовым трезвучием (h-moll), ответное проведение начинается с доминанты (h-moll) и заканчивается (e-moll). По такому принципу строится и третье проведение темы: оно начинается с тоники с одноимённого мажорного трезвучия E-dur и оканчивается тоникой e-moll.
Вторая часть основана на втором катерене . Пятый стих аккордовый, четырёхголоный с повтором слова belezza (25 такт) секвентно повторяется большой секундой выше в шестом стихе. Примечательно, что секвентный повтор музыкального текста не отражает противоположных смыслов поэтического текста, как это можно было ожидать, где в первом случае фигурирует «красота бренная», а во втором «красота животворная» – этот образный контраст не находит музыкального воплощения. Седьмой стих состоит из пятикратной секвентной последовательности по квинтам, в основе которой лежит оборот T-D-T – начинается с унисона и продолжает движение параллельными терциями (32-33 такты).
Контрапунктом к первым двум проведениям является двукратный повтор мотива баса на слова «O belezza» из шестого стиха, который в седьмом стихе проводится секвентно в теноре. Последнее, проведение темы седьмого стиха дано в аккордовом четырёхголосном изложении и заканчивается половинной каденцией (43 такт). Восьмой стих повторяется дважды и строится на канонических имитациях, сам мотив выделяется нисходящим скачком на малую септиму сам (44 такт). Завершается мадригал последовательностью секстаккордов, которая привод к автентической каденции, завершающейся мажорной тоникой E-dur.
Музыкальный стиль К. Монтеверди отличается удивительной прозрачностью. Его музыка раскована и свободна, в ней отсутствуют повторяющиеся схемы и штампы. Каждый новый образ в его произведениях получает самостоятельное решение, выбор которого определяется содержанием поэтического текста и фантазией автора. Именно новаторство и глубина содержания мадригалов к. Монтеверди способствует появлению жанра «драматический мадригал», а в последствии и рождению оперы.