Джованни Палестирина – выдающийся итальянский композитор XVI века, непревзойденный мастер хоровой полифонии. В его творчестве, чрезвычайно обширном как по объему, так и по богатству жанров, достигло своего высшего совершенства искусство хоровой полифонии, развивавшееся в течение нескольких столетий. В музыке Палестрины достигнут высший синтез технического мастерства и требований музыкальной выразительности. Сложнейшие переплетения голосов полифонической ткани складываются, тем не менее, в гармонически ясную и стройную картину: искусное владение полифонией делает ее подчас незаметной для уха.
Жизнь Палестрины прошла в спокойном и сосредоточенном служении своему искусству, она по-своему соответствовала его художественным идеалам уравновешенности и гармонии.
Практически всю свою жизнь Палестрина прожил в Риме. Его творчество тесно связано с музыкальными и литургическими традициями трех крупнейших римских соборов: Санта Мария делла Маджоре, Святого Иоанна Латеранского, Святого Петра. С детских лет Палестрина пел в церковном хоре.
В 1544 году, будучи еще очень молодым человеком, он стал органистом и преподавателем. 1 сентября 1551 г. Дж. Палестрина был назначен руководителем капеллы Джулия в Риме. Эта капелла была музыкальным учреждением собора Святого Петра, благодаря усилиям папы Юлия II она была в свое время реорганизована и превратилась в важный центр обучения итальянских музыкантов.
Вскоре Дж. Палестрина перешёл на службу в Сикстинскую капеллу – официальную музыкальную капеллу римского папы. После смерти папы Юлия II новым папой избрали Марчелло II. Именно с этим лицом связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины, так называемая «Месса папы Марчелло», опубликованная в 1567 г. Согласно преданию, папа в 1555 г. собрал своих певчих на Великую пятницу и сообщил им требование сделать музыку для страстной недели более подобающей этому событию, а слова – более отчетливыми и ясно слышимыми.
С 1555 по 1560 годы Дж. Палестрина руководил капеллой церкви Святого Иоанна Латеранского. В 1560 году он возвратился в собор Санта Мария делла Маджоре, где он когда-то учился. К этому времени слава о Дж. Палестрине распространилась уже далеко за пределы Италии. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1568 г. ему было сделано предложение от лица императора Максимилиана II переехать в Вену в качестве императорского капельмейстера. В эти годы творчество Дж. Палестрины достигло наивысшего расцвета: в 1567 году выходит первая и вторая книга его месс, в 1570 г. — третья. Публикуются также его четырехголосные и пятиголосные мотеты. В последние годы жизни Дж. Палестрина возвратился на пост руководителя капеллы Джулия при соборе Святого Петра. В самом конце жизни Дж. Палестрина решил возвратиться в свой родной город на место руководителя церковного хора.
Музыка Дж. Палестрины полностью сосредоточена в области духовных жанров: он автор свыше 100 месс, более 375 мотетов, 65 гимнов, литаний, ламентаций и т. п. Однако он отдал дань и жанру мадригала, чрезвычайно популярному в Италии в эпоху позднего Возрождения. Дж. Палестрина автор 140 мадригалов большая часть которых написана на светские тексты: Ф. Петрарки, П. Бембо, П. Аманьо. Около 50 мадригалов (так называемые Madrigali spirituali) – духовного содержания, они имеют католический текст и созданы для католической церкви.
Стиль мадригалов в творчестве Дж. Палестрины на протяжении его жизни заметно эволюционировал – об этом свидетельствуют исследования ряда учёных, в том числе П. Вагнера, которому удалось оценить, что более ранние свои мадригалы композитор сочинял в полифонической технике, близкой мотетным композициям. Поздние же мадригалы Палестрины П. Вагнер оценивает как «зрелые плоды», выделяющиеся изяществом письма, лёгкостью фактуры, возросшим значение гармонического начала.
В творческом наследии Джованни Палистрины следует выделит светский мадригал «Vestiva i colli», который является одним из шедевров музыки Возрождения . Композиция мадригала соединяет в себе двойную «мадригальную форму», которая делится на два катерена и два терцета, с репризой в последнем терцете. Общая схема композиции такова –
Катерен 1 | Катерен 2 | Терцет 1 | Терцет 2 | |
Строки рифмы | 1 2 3 4
А В В А |
5 6 7 8 (8)
А В В А (А) |
9 10 11
C D C |
12 13 14 (14)
D C D (D) |
Музыкальные разделы | А В С D | А В С 1 D 1 D 2
R R |
E F G | H(B) I(A) К
(C 2 ) С 3 R R |
1-я «мадригальная форма»
куплетно-вариантная с ритурнелем
|
2-я «мадригальная форма»
сквозная с ритурнелем
|
Две части мадригала «Vestiva i colli» соответствуют двум разделам сонета (два четырёхстишья и два трёхстишья). За каждой строкой текста закрепляется определённая мелодическая фраза, имитационно излагается в кварто-квинтовых отношениях во всех пяти голосах, так что тема воплощается в музыкально-строфической форме. Однако, в первой части мадригала музыка второго четырёхстишья повторяет музыку первого, образуя куплетность.
Шесть строк второй части имеют сквозную форму, но в интонационном отношении музыкальный материал её строф тесно переплетается с первой частью. При меньшем количестве поэтических строк вторая часть получает почти те же масштабные пропорции: 41, 53 такта в первой части и 41, 49 тактов во второй части. Всё это – уравновешенность формы, соразмерность её деталей и компонентов, функциональное тождество голосов, строгое отношение к тексту – типичные признаки «классического» мадригала, создателем которого явился Джованни Палестрина.
Так же следует отметить, что в последующем, на тему мадригала «Vestiva i colli» Дж. Палестрина написал мессу с одноименным названием, которая занимает достойное место в творчестве композитора.
Именно Джованни Палестина стал новатором и реформатором жанра мадригал, он внёс в этот жанр свои индивидуальные особенности. И зная эти особенности можно, без всякого сомнения, отличить музыку Палестины от творчества других композиторов эпохи Возрождения. Творчество Дж. Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства, в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии.