Существовало как часть художественного быта крестьян. Одной из форм – хор. игры и песни, сопровождавшие движения по кругу, театральное действие – пение, пляска, инструментальное сопровождение. С конца XVIII — нач. XIX вв. нар. хор. искусство стало пропагандироваться с концертной эстрады.
Иван Евстратович Молчанов (1809-1891) – педагог самородок. Рус. исполнитель и собиратель нар. песен, крестьянин. В 1850-х годах создал первый профессиональный концертный хор из певцов-крестьян., с которым выступал на нар. гуляниях в Петербурге, Москве и др. городах России. Глинка и Одоевский записали от Молчанова несколько народных песен. Он сам много записывал, обрабатывал. Составил песенник (из репертуара хора).
Особую известность приобрел хор Агренева-Славянского Дмитрия Александровича (наст. фамилия Агренев, псевдоним — Славянский) (1834-1908) – рус. певец (тенор), хор. дирижер. В 1868 г. – организовал хор «Славянская капелла», с которой концертировал в России и за рубежом (в Америке 175 концертов, в Германии 150 и в др. европейских городах) пропаганда русской и славянской народной песни. Выступления носили театральный характер (исполнению была присуща некоторая манерность). Хор выступал в народных костюмах, стилизованных под боярскую одежду.
Хор Петра Глебовича Яркова (1875-1945) — самобытный характер (подмосковное пение, многоголосные партитуры с подголосочностью, «раскачивающимся» распевом, манера «играть» песни.
Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927) – собиратель и исполнитель русских народных песен. Пятницкий основатель и руководитель Русского народного хора (1910). Вначале хора состоял из рабочих, крестьян. В 1925 – Пятницкому присвоено звание Заслуженный артист РСФСР.