Различные приёмы изложения, соединения и переплетения хоровых голосов, которые вошли в хороведение как понятие хоровое письмо. В хоровой ткани можно выделить три основные функции:
Мелодическая функция связана с проведением в одной или нескольких партиях основной музыкальной мысли.
Гармоническая функция, охватывающая несколько голосов,- это функция сопровождения, аккомпанемента.
Контрапунктическая функция связана с дополнением, расцвечиванием, развитием основной музыкальной мысли с помощью контрастных мелодий в других голосах.
Фактура (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Элементами фактуры являются мелодия, бас, отдельные голоса, аккорды, выдержанные звуки, фигурация, орнаментика.
Понятие музыкальной фактуры включает в себя все три измерения пространства: «глубину» — расслоение на функционально разнородные; «вертикаль» — дифференциация линии и пластов по высотнорегистровому положению, «горизонталь» — время, необходимое для развертывания всех необходимых деталей фактуры».
Поскольку фактура представляет собой одно из наиболее стабильных, устойчивых музыкальных средств, она выступает в качестве формообразующего фактора.
В зависимости от того, какой общий принцип (склад письма) лежит в основе музыкальной ткани, можно выделить типы фактуры:
мелодико-монодический (одноголосный) склад — соединение голосов с одной и той же мелодией в унисон или в октаву;
мелодико-подголосочный склад — изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, остальные же голоса (подголоски) — варианты-ответвления основной мелодии. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур;
мелодико-гармонический склад — соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гармонической функцией остальных при одинаковом ритмическом рисунке обоих элементов фактуры;
гомофонный склад —мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с отличающимся от мелодии ритмом;
гармонический (аккордовый) склад — изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а подчеркнуто гармоническую функцию;
полифонический склад — многоголосное изложение, основанное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мелодические функции (имитационная, контрастная, подголосочная);
смешанный склад — соединение голосов с тремя различными функциями (мелодической, гармонической и контрапунктической).
Для исполнителей важным моментом является знание и понимание фактуры, т.к. приёмы изложения могут подсказать ему необходимые формообразующие и вокально-технические средства исполнительской выразительности.