Воспитать выразительность мимики бывает нелегко. Этому мешают разные обстоятельства: малоподвижное от природы лицо, стеснительность, скованность. В то же время не подлежит сомнению, что подобно тому, как можно развить выразительность рук, можно совершенствовать и выразительность лица. Именно так поступают актеры и мимы, отрабатывающие отдельные элементы выразительности на этюдах, цель которых – придать лицу выражение, диктуемое воображаемой ситуацией. Ни одно самое экспрессивное движение рук не окажет нужного воздействия, если мимика и взгляд дирижера не будут соответствовать значению жеста; многие дирижерские жесты при всей их отточенности могут оказаться неясными по смыслу или просто неверно понятыми. Помимо того, что дирижер должен постоянно видеть исполнителей и контролировать процесс исполнения, выразительный взгляд является непосредственно воздействующей частью дирижерского аппарата. Энергичный, волевой взгляд помогает собрать внимание певцов, он должен непременно предвосхищать каждое ответственное вступление, снятие, каждый важный момент исполнения. Именно предвосхищать, поскольку главная задача дирижера во время концерта – предупредить, подсказать в каком характере, каким способом следует исполнить тот или иной фрагмент. Взгляд может одобрить и успокоить певцов, выразить признательность за хорошо выполненный прием, воодушевить и охладить, одернуть, остановить. Во всех этих случаях выразительный взгляд и живая мимика значат не меньше, чем движения рук.
Руки – наиболее активная часть образно-зрительного механизма человека. Руками мы разрешаем или запрещаем, привлекаем или отстраняем, утверждаем или отрицаем, приглашаем, угрожаем и др. Выразительность жестов рук во многом определяется тем, на какой высоте они выполняются. Именно поэтому движения на уровне груди обычно свидетельствуют о волнении, эмоциональном возбуждении. Жест на уровне лба относится к сфере мысли, понимания – это область рассудка, разума. Выше руки – рассуждение о чем-то, что выше нашего понимания, что недоступно нашему разуму, что истинно возвышенно. Опущенные руки, склоненная голова – внешние признаки усталости, подавленности. Напротив, радость распрямляет человека, заставляет его подчас бурно выражать свои эмоции в раскованных, активных, стремительных, направленных вперед и вверх движениях.
Уделяя внимание выразительности жеста, дирижер не должен, однако, недооценивать важность технических моментов. Одна из существенных проблем дирижерского искусства – взаимоотношение двух его сторон: технической и художественно-выразительной.