Движение также связывается с определенным эмоциональным состоянием. Давно замечено, что движение вбок, в сторону предмета (объекта) выражает физическое усилие, а всякое лицезрение приятного или неприятного заставляет откинуться наше тело назад. Из этого следует, что любое отклонение корпуса не может быть произвольным и лучше, если во время дирижирования сохраняется его относительная неподвижность и подтянутость. В то же время эстетически оправданные движения корпуса усиливают выразительность дирижерского жеста: постепенное распрямление корпуса с небольшим отклонением назад в момент показа нарастания динамики, воодушевления, подъема; некоторое сжатие его с небольшим наклоном вперед во время передачи затаенности, скованности, новой волны развития и т.п.
Голова, несколько наклоненная вперед, свидетельствует о воле, твердости, настойчивости; опущенная на грудь – о грусти, раздумье, смирении; откинутая назад – о гордости, мечтательности, восторженных, радостных чувствах. Поэтому и движение головы дирижера тоже должно быть осмысленным, подчеркивающим тот или иной характер музыки.
Непосредственная связь мимики с состоянием человека очевидна. Лицо, часто даже помимо нашей воли, отражает чувства и переживания, которые мы испытываем в данный момент. При восхищении, например, мы широко раскрываем глаза, а при ненависти, презрении – сощуриваем. В минуты недовольства, озабоченности, огорчения хмурим брови, а в минуты радости, удивления – поднимаем. Улыбаясь, приподнимаем уголки губ, а в грусти или огорчении – опускаем. В дирижерском искусстве, включающем процессы восприятия и воздействия, мимика имеет большое значение. Именно благодаря ей лицо дирижера становится важнейшей частью аппарата управления исполнением. Мимика должна возникать как естественное проявление эмоциональности музыканта, его чувствования музыки, как отклик на его внутренние переживания. Вместе с тем дирижеру необходимо владеть мимикой и знать, какими движениями лицевых мышц можно достигнуть того или иного выражения. Недопустимо, чтобы лицо его выражало растерянность, испуг, замешательство, недовольство или какое-либо иное состояние, не связанное непосредственно со смыслом и характером исполняемой музыки.